Чтение 1класс. Пивоварова. Вежливый ослик.

Чтение. Тема: ПивоваровА «Вежливый ослик»

Цель: совершенствовать навыки читательской самостоятельности, анализировать средства выразительности, определять жанр и тему произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства. Развивать умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; умение участвовать в диалоге, аргументировать свою позицию и выслушивать мнение партнёра.

Ход урока

  1. Организация класса. Речевая разминка Прочитайте стихотворение медленно.

Переполох

 

Слушай…

— КРАжа!

-КРАжа!

-КРАжа!

-ГРАбят, БРАтцы!

Где же стРАжа?

-Что уКРАли?

-Два пеРА,

-БезобРАзие!

С утРА…

-Вы укРАли?

-Мы не бРАли!

-БРАли!

-БРАли!

-КРАли!

-КРАли!

Это я

Грачиный крик

Перевел,

На наш язык.

 

А. Шибаев

—        Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?

—        Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.

—        А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая.

—        Прочитайте с ускорением, с замедлением.

—        Прочитайте стихотворение выразительно.

  1. Актуализация знаний.

Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».

– Прочтите ребус.                   (Игрушка.)

– Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?

– Можно ли проявлять упрямство в игре?

– Какого человека можно назвать вежливым?

– Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости.

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

– Какой же силой обладает улыбка?

  1. 3. Изучение нового материала. Беседа.

– Что значит быть вежливым?

– Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.

– Какие «вежливые» слова вы знаете? «Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.

Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чём-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.

  1. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».

– Как называется стихотворение? – Кто его автор? – Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:


веж-ли-вый – вежливый

вос-пи-тан-ный – воспитанный

кла-нял-ся – кланялся

от-хо-дил – отходил

 

  1. Анализ стихотворения.

– Объясните название произведения.

– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?

– Какой совет дает автор?

– Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?

– Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.

– Прочтите строки, где ослик изображён злым, невежливым.

– С какой интонацией надо прочесть эти строки?

– Как можно назвать поведение ослика?

– Что такое лицемерие?

Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.

– Прочтите слова:  добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.

Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?

– Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?

– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.

Физкультминутка

  1. Продолжение изучения нового материала.

Игры Деда Буквоеда. Игра «Плетёнка».

– В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетёнками. В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.

– Сколько слов вы прочитали?

  1. Итог урока.– С какими произведениями мы сегодня познакомились? Какие правила вежливости мы повторили? – Чему учат нас эти произведения?