Чтение. Тема: ПивоваровА «Вежливый ослик»
Цель: совершенствовать навыки читательской самостоятельности, анализировать средства выразительности, определять жанр и тему произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства. Развивать умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев литературных произведений, используя соответствующую лексику; умение участвовать в диалоге, аргументировать свою позицию и выслушивать мнение партнёра.
Ход урока
- Организация класса. Речевая разминка Прочитайте стихотворение медленно.
Переполох
Слушай…
— КРАжа!
-КРАжа!
-КРАжа!
-ГРАбят, БРАтцы!
Где же стРАжа?
-Что уКРАли?
-Два пеРА,
-БезобРАзие!
С утРА…
-Вы укРАли?
-Мы не бРАли!
-БРАли!
-БРАли!
-КРАли!
-КРАли!
Это я
Грачиный крик
Перевел,
На наш язык.
А. Шибаев
— Какими звуками играет автор? Для чего он это делает?
— Прочитайте, начиная шепотом, затем все громче.
— А сейчас наоборот: начиная громко, постепенно затихая.
— Прочитайте с ускорением, с замедлением.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
- Актуализация знаний.
Конкурс рисунков на тему «Моя любимая игрушка».
– Прочтите ребус. (Игрушка.)
– Какие правила надо выполнять в игре с друзьями?
– Можно ли проявлять упрямство в игре?
– Какого человека можно назвать вежливым?
– Сегодня на уроке мы прочитаем произведения о вежливости.
Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
– Какой же силой обладает улыбка?
- 3. Изучение нового материала. Беседа.
– Что значит быть вежливым?
– Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?
Правила вежливости
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.
– Какие «вежливые» слова вы знаете? «Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чём-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.
- Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».
– Как называется стихотворение? – Кто его автор? – Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
веж-ли-вый – вежливый
вос-пи-тан-ный – воспитанный
кла-нял-ся – кланялся
от-хо-дил – отходил
- Анализ стихотворения.
– Объясните название произведения.
– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?
– Какой совет дает автор?
– Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?
– Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.
– Прочтите строки, где ослик изображён злым, невежливым.
– С какой интонацией надо прочесть эти строки?
– Как можно назвать поведение ослика?
– Что такое лицемерие?
Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.
– Прочтите слова: добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.
Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?
– Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
Физкультминутка
- Продолжение изучения нового материала.
Игры Деда Буквоеда. Игра «Плетёнка».
– В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзинке-туеске. Вот потому они и названы плетёнками. В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.
– Сколько слов вы прочитали?
- Итог урока.– С какими произведениями мы сегодня познакомились? Какие правила вежливости мы повторили? – Чему учат нас эти произведения?