Тема урока: А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».
Цель: познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, развивать умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Речевая минутка. Прочтите чистоговорку:
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
- Отработка навыков чтения. Скороговорка.
Утром, присев на зелёном пригорке,
Учат сороки скороговорки:
III. Актуализация знаний, постановка цели урока.
Отгадайте загадку О. Дружковой:
Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнезда сели на яички.
Небо чисто-голубое.
Что с природою такое?
– Как вы думаете, о чем шла речь в загадке? Что происходит в природе?
Кто из вас любит это время года? За что?
Какие весенние месяцы знаете?
Отгадайте, что за месяц?
В ночь –мороз С утра- капель, Значит, на дворе… (Апрель)
Знакомство с названием нового раздела.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым разделом учебника и начнем его изучать.
Прочтите название третьего раздела «Апрель, апрель. Звенит капель» .(запись на доске)
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроках при изучении раздела? Чему будем учиться?
– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?
Откройте учебник на с.63 и прочитайте, с чем мы познакомимся.
Чему научимся?
Чему будем учиться?
Прочитайте, что очень важно делать на уроках?
-Верны ли ваши предположения?
– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями.
- IV. Изучениенового материала.
- Работа с учебником Откройте учебник на с.64 и прочитайте текст.
— Так о чем мы будем читать в этом разделе?
Рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия. Назовите авторов. Как вы думаете, о чем рассказывается в этих произведениях?
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
- Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».
-О какой птице пойдет речь в первом стихотворении?
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
– Прочтите фамилию автора.
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:
при-мча-лась – примчалась
хмурь-ся – хмурься
– Объясните значение этих слов.
– Прочтите стихотворение самостоятельно.
– Какое настроение передает это стихотворение?
– О ком оно?
– Откуда прилетела ласточка?
– Найдите и прочтите песенку ласточки.
– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
- Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».
Прочитайте, кто автор следующего стихотворения.
– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.
— О ком это стихотворении?
– Объясните значение слов:
Сени – прихожая в избе.
Краше – красивее.
Милей – больше всего нравится.
– Какое настроение передаёт автор? Нравится ли весна поэту?
– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?
– Прочтите стихотворение выразительно.
- Продолжение изучения нового материала.
- Отгадайте загадку.
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.Что это?
-Какие первоцветы вы знаете?
- Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».
Прочитайте на с. 66 еще одно стихотворение А.Майкова.
– О каком растении рассказал поэт?
— С каким чувством он пишет о первом цветке?
– Как автор называет этот цветок?
– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?
– Как вы понимаете значение этого слова?
Сквозистый снежок – рыхлый снег.
– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
– Чем отличается стихотворение от сказки?
- Итог урока.
– Как называется третий раздел учебника?
– Стихотворения каких авторов вы прочитали?
– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору и выполнить подготовить к нему.