Тема урока: Ирина Токмакова «Весна» «Ручей»
Цель урока: 1. Продолжение работы по формированию грамотного читателя
- Работа над формированием навыка выразительного чтения, развития в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности
- Формирование личностного виденья окружающего мира
- Воспитание любви к природе, заботливого отношения к птицам
Наглядность и ТСО: магнитофон, плакат с изображением девушки – весны.
Ход урока.
- Организационный момент.II. Вводное слово учителя.
. – Урок литературного чтения. Много интересного нас ждет сегодня на уроке. А от вас я жду – активной работы. Чтобы узнать, о чем же речь пойдет на уроке, вы должны будете отгадать загадку. Слушаем все внимательно:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
– Молодцы, правильно. Именно о весне мы с вами будем говорить, Познакомимся с новым стихотворением, а какое стихотворение и кто его написал, узнаете чуть позже.
– Ребята, скажите, пожалуйста, кого называют вестниками весны?
.- Правильно, птицы открывают весну. Наши пернатые друзья помогут нам провести речевую гимнастику. Давайте, ребята, потренируем язычок, чтобы он нам помогал в течение всего урока.
III. Речевая гимнастика.
- Картинка «Воробей» – Что это за птица? – Молодцы, вы узнали воробья. А очень хорошо знают птиц орнитологи, люди, которые исследуют жизнь птиц, изучают повадки, записывают их песни.
– Хотите узнать, как воробей поет? Слушайте.
Чио-чио, фью–фью–фью!
Чик-чирик, чью-чью-чью!
– А теперь мы все дружно превратимся в воробьиный хор и попробуем исполнить их песню (поем хором). А может кто – то один хочет исполнить эту песню? (по желанию)
2) « Соловей» – А это что за красавец? Посмотрите, как он широко раздвинул клюв. Настоящий певец!
Тимох-тимох, клех-клех
Сурик-ко-ко, сурик-ко-ко.
– Послушайте, как звучит эта песня (поет учитель) — давайте вместе все споем. Почему поют птицы весной?
– Но не круглый год им бывает хорошо, и у птиц наступают тяжелые времена. Когда это бывает? – А вы равнодушно наблюдаете за тем, что происходит с птицами?
- Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока.
– А вот к нам на урок прилетела еще одна представительница пернатых, которая заслужила звание «мудрой». Подумайте, что за птица?
. – Да, это мудрая сова объявит тему урока. : Ирина Токмакова «Весна» стр. (183)
– Сова в течение всего урока будет наблюдать за вами: Будет слушать, как вы выразительно читаете новое стихотворение и четко выражаете свои мысли, а в конце урока выскажет свое мнение о нашей работе. Но она останется невидимой . Это её желание. Но мы ведь не одни, с нами вместе любимые герои.(перечисляет героев).
2) «Экскурсия » в весенний лес.
– Прежде чем знакомиться с новым стихотворением, давайте отправимся с нашими героями в весенний лес и понаблюдаем, как весна постепенно вступает в свои права. А ваша задача: быть внимательными, постараться увидеть главные признаки весны, а затем проследить на литературном произведении рождение художественного образа.
– Я думаю, что вы охотно поделитесь своими впечатлениями об увиденном. Какие же признаки весны вы заметили?
– Какие чувства вызвали у вас эти картины?
3)Чтение учителем стихотворения
– Испытывала те же чувства поэтесса Ирина Токмакова, когда писала свое стихотворение «Весна»? я прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите.
4) Анализ стихотворения
— Какие же чувства испытывала Ирина Токмакова?
– Да, я согласна с вами, что поэтесса испытывала чувство радости от приближения весны и создала свои художественный образ. Какой же образ она создала? (образ весны)
– Да, это её маленькое открытие. Какой она представляет весну? Кем представляет? (Девушкой) — Найдите и прочитайте эти строки. – А вот и она, девушка – весна. Она вам нравиться? Какая она?
– Все ли слова в тексте вам поняты?
– Объясните, пожалуйста, что такое «проталины» (место, где растаял снег и открылась земля). Что она пишет про проталины, прочитайте.
5) Физкультминутка.
Руки подняли и покачали.
Это — деревья в лесу!
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят!
Как они сядут тоже покажем,
Руки сложили вот так!
6) Чтение стихотворения учащимися:
а) чтение глазами;
б) чтение шепотом, чтобы было слышно только соседку;
в) чтение шепотом, чтобы слышал учитель;
г) чтение стихотворения вслух (выразительно, 1-2 ученика)
. – С каким настроением будете читать это стихотворение?
д) чтение хором;
е) конкурс на выразительное чтение около девушки весны (1-2 ученика, зависит от времен) – А кто еще лучше прочитает?
ж) Чтение стихотворения о весне других авторов;
. – Ребята, много поэтов воспевало весну в своих произведениях. Давайте послушаем некоторые из них (читают 4 ученика).
– Понравились ли вам эти стихи? – Мне очень понравились эти стихи, а еще понравилось как их прочитали ребята, красиво, выразительно. Молодцы!
V.Итог урока
– Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке? – Мне хочется сказать , что вы все заслуживаете похвалы. Молодцы ребята!
– А, что же скажет мудрая сова? (Картинка совы со словами «Умники и умнички»).
– Я бы хотела, чтобы мы завершили урок на веселой, доброй ноте. Ведь весной журчат ручьи, звенят капели, поют птицы, и мы чувствуем дыхание весны. Послушайте весеннее пение птиц.