Чтение. И.Токмакова «Весна» «Ручей»

Тема урока: Ирина Токмакова «Весна» «Ручей»

Цель урока: 1. Продолжение работы по формированию грамотного читателя

  1. Работа над формированием навыка выразительного чтения, развития в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности
  2. Формирование личностного виденья окружающего мира
  3. Воспитание любви к природе, заботливого отношения к птицам

Наглядность и  ТСО:  магнитофон, плакат с изображением девушки – весны.

Ход урока.

  1. Организационный момент.II. Вводное слово учителя.

. – Урок литературного чтения. Много интересного нас ждет сегодня на уроке. А от вас я жду – активной работы. Чтобы узнать, о чем же речь пойдет на уроке, вы должны будете отгадать загадку. Слушаем все внимательно:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

– Молодцы, правильно. Именно о весне мы с вами будем говорить, Познакомимся с новым стихотворением, а какое стихотворение и кто его написал, узнаете чуть позже.

– Ребята, скажите, пожалуйста, кого называют вестниками весны?

.- Правильно, птицы открывают весну. Наши пернатые друзья помогут нам провести речевую гимнастику. Давайте, ребята, потренируем язычок, чтобы он нам помогал в течение всего урока.

III.  Речевая  гимнастика.

  1. Картинка «Воробей»   – Что это за птица? – Молодцы, вы узнали воробья. А очень хорошо знают птиц орнитологи, люди, которые исследуют жизнь птиц, изучают повадки, записывают их песни.

– Хотите узнать, как воробей поет? Слушайте.

Чио-чио, фью–фью–фью!

Чик-чирик, чью-чью-чью!

– А теперь мы все дружно превратимся в воробьиный хор и попробуем исполнить их песню (поем хором). А может кто – то один хочет исполнить эту песню? (по желанию)

 

 

2)  « Соловей» – А это что за красавец? Посмотрите, как он широко раздвинул клюв. Настоящий певец!

Тимох-тимох, клех-клех

Сурик-ко-ко, сурик-ко-ко.

– Послушайте, как звучит эта песня (поет учитель) —  давайте вместе все споем. Почему поют птицы весной?

– Но не круглый год им бывает хорошо, и у птиц наступают тяжелые времена. Когда это бывает? – А вы равнодушно наблюдаете за тем, что происходит с птицами?

  1. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока.

– А вот к нам на урок прилетела еще одна представительница пернатых, которая заслужила звание «мудрой». Подумайте, что за птица?

. – Да, это мудрая сова объявит тему урока. : Ирина Токмакова «Весна» стр. (183)

– Сова в течение всего урока будет наблюдать за вами: Будет слушать, как вы выразительно читаете новое стихотворение и четко выражаете свои мысли, а в конце урока выскажет свое мнение о нашей работе. Но она останется невидимой . Это её желание. Но мы ведь не одни, с нами вместе любимые герои.(перечисляет героев).

2) «Экскурсия » в весенний лес.

– Прежде чем знакомиться с новым стихотворением, давайте отправимся с нашими героями в весенний лес и понаблюдаем, как весна постепенно вступает в свои права. А ваша задача: быть внимательными, постараться увидеть главные признаки весны,  а затем проследить на литературном произведении рождение художественного образа.

– Я думаю, что вы охотно поделитесь своими впечатлениями об увиденном. Какие же признаки весны вы заметили?

– Какие чувства вызвали у вас эти картины?

3)Чтение учителем стихотворения

– Испытывала те же чувства поэтесса Ирина Токмакова, когда писала свое стихотворение «Весна»? я прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите.

4) Анализ стихотворения

— Какие же чувства испытывала Ирина Токмакова?

– Да, я согласна с вами, что поэтесса испытывала чувство радости от приближения весны и создала свои художественный образ. Какой же образ она создала? (образ весны)

– Да, это её маленькое открытие. Какой она представляет весну? Кем представляет? (Девушкой)  — Найдите и прочитайте эти строки. – А вот и она, девушка – весна. Она вам нравиться? Какая она?

– Все ли слова в тексте вам поняты?

– Объясните, пожалуйста, что такое «проталины» (место, где растаял снег и открылась земля). Что она пишет про проталины, прочитайте.

 

5) Физкультминутка.

 

Руки подняли и покачали.

Это — деревья в лесу!

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят!

Как они сядут тоже покажем,

Руки сложили вот так!

 

6) Чтение стихотворения учащимися:

а) чтение глазами;

б) чтение шепотом, чтобы было слышно только соседку;

в) чтение шепотом, чтобы слышал учитель;

г) чтение стихотворения вслух (выразительно, 1-2 ученика)

. – С каким настроением будете читать это стихотворение?

д) чтение хором;

е) конкурс на выразительное чтение около девушки весны (1-2 ученика, зависит от времен)  – А кто еще лучше прочитает?

ж) Чтение стихотворения о весне других авторов;

. – Ребята, много поэтов воспевало весну в своих произведениях. Давайте послушаем некоторые из них (читают 4 ученика).

– Понравились ли вам эти стихи?  – Мне очень понравились эти стихи, а еще понравилось как их прочитали ребята, красиво, выразительно. Молодцы!

V.Итог урока

– Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке? – Мне хочется сказать , что вы все заслуживаете похвалы. Молодцы ребята!

– А, что же скажет мудрая сова? (Картинка совы со словами «Умники и умнички»).

– Я бы хотела, чтобы мы завершили урок на веселой, доброй ноте. Ведь весной журчат ручьи, звенят капели, поют птицы, и мы чувствуем дыхание весны. Послушайте весеннее пение  птиц.