Чтение «Подснежники»

Тема: А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель».

Цели: познакомить со стихотворениями о весне А. Майкова «Весна», Т. Белозерова «Подснежники», С. Маршака «Апрель», обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.

Ход урока

  1. Организационный момент.

 

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок. Садитесь.

Приветствие:

Чтоб урок понравился всем нам,

Напомню правила я вам:

Не просто разговаривать,

А чётко выговаривать

И правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Работать вместе, дружно.

И ссорится не нужно.

 

-Для чего нужно соблюдать правила поведения на уроке? (Чтобы выполнить всю запланированную работу).

— Я приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда.

Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово.

 

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая –

Значит к нам пришла (весна)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит к нам пришла (весна)

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит к нам пришла (весна)

 

— Итак, мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края.

— Давайте вспомним, как называются весенние месяцы. А какой сейчас месяц?

— Ребята, над какой темой мы сейчас с вами работаем?

(Апрель, апрель! Звенит капель…)

  1. Проверка домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания. Что должны были подготовить к сегодняшнему уроку?

(Выучить наизусть стихотворение А.Плещеева и сделать рисунок) Сейчас мы проведём с вами конкурс чтецов и посетим выставку художников. Молодцы. Вы сделали красивые рисунки и показали, какие вы хорошие ораторы.

  • Речевая разминка. Чтение чистоговорки:

 

Дз – дз – дз, жу – жу – жу,

Над цветами я кружу!

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я подснежник разбужу.

 

  1. Работа над дикцией.

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех.

— Прочитайте предложение с вопросительной интонацией на первых словах каждой строчки.

— Прочитайте с утвердительной интонацией на первых первых словах каждой строчки.

— Прочитайте весело.

— Прочитайте выразительно, не забывайте о правилах выразительного чтения.

Памятка.

  1. Правильно ставь ударения..
  2. Соблюдай паузы: короткие паузы — в конце строки, большей длительности — при окончании строфы.
  3. Выбери силу голоса.(Тихо, громко)
  4. Определи темп (Быстро, медленно)
  5. Читай эмоционально.
  6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

-Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать при чтении настроение автора и свои чувства. (1- 2 ученика)

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

— Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветок.

Из под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг. (подснежник)

— Откройте учебники на стр. 66 – 67 и сформулируйте тему урока.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов о подснежниках и о весне. Тема, цель.

  1. Работа по теме урока.
  2. 1. — Прочитайте, как называется первое стихотворение и кто автор («Весна» А.Майков).

— Вчера мы познакомились с творчеством этого поэта. Вспомните, кому посвятил свое стихотворение А.Майков?   Кто рад наступлению весны? (ласточка)

а) И вот ещё одно стихотворение, послушайте и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

О чем это стихотворение? (о весне, о подснежнике)

— С каким чувством поэт пишет о цветке? (с нежностью, любовью)

Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение.

б) Чтение стихотворения учащимися по приему «жужжащее чтение».

— Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите слова, которые вам непонятны.

— Смысл каких слов вам непонятен? Где мы можем найти толкование данных слов? (Толковый словарь, интернет)

Подле – возле, рядом. Сквозистый — тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения.

-Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы. Подснежники — есть сама весна.

— Как поэт называет подснежник? (голубенький, чистый).

— Какое слово в стихотворении помогает представить последний снежок?

(сквозистый)

— Какое настроение создаётся при чтении этого стихотворения? (радостное и грустное).

в) Прочитайте еще раз стихотворение и подготовьтесь к выразительному чтению, пользуйтесь памяткой.

  1. Ребята, но не только Аполлон Майков писал об этом прекрасном цветке.

-Прочитайте как называется следующее стихотворение и кто его автор?

(«Подснежники» Т.Белозёров.)

1) По названию стихотворения предположите о чём пойдёт речь? (О подснежниках, о весне)

— Послушайте стихотворение Т.Белозёрова «Подснежники» и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Обмен мнениями)

— О ком говорится в стихотворении? (О Снегурочке)

— Какое настроение возникло у вас? (грусть, радость)

2) Подготовка к чтению

– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами.


сне-гу-роч-ка – снегурочка

про-во-жа-я – провожая

пе-чаль-на-я – печальная

пла-ка-ла – плакала

тро-га-я – трогая


сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.

3) Чтение стихотворения по цепочке.
– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

— Почему Снегурочка плакала? (Не хотела прощаться с Зимой)

— Почему Снегурочка оказалась всем чужая? (Наступила Весна)
– С чем автор сравнивает подснежники? (со слезами Снегурочки, холодные слезы уходящей зимы, белые капли нежных цветков.)
– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?

— Чем похожа Снегурочка на подснежник?

— Можно ли сравнить стихотворение со сказкой? (Снегурочка — сказочный персонаж, произошло волшебство.)

— Послушайте легенду о появлении на Земле цветов – подснежников.

4) Заслушивание легенды (подготовленный заранее ученик)

Когда-то давным-давно на Земле была долгая-долгая зима. Снег толстым кровом укрывал землю. Очень холодно было людям. Попросили они Снегурочку уговорить свою маму – Зиму покинуть Землю. Уговорила Снегурочка Зиму пожалеть людей, пустить Весну. Провожая Зиму, Снегурочка очень плакала. И там, где падали Снегурочкины слёзы, выросли подснежники. Так появились на Земле эти цветы.

5) Выразительное чтение стихотворения.

  1. Физкультминутка

Наши первые цветочки распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветочки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

Подснежники одна из примет апреля. С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу. Закройте глаза и помечтайте под эту чудесную музыку.

1) Прослушивание музыки П. И. Чайковского.

— Какое настроение передал композитор в музыке?

— Что вы представили, слушая эту музыку?

Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо вокруг! В лесу появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух чистый и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс.
2) – Кто автор следующего стихотворения? (С.Я.Маршак)

– Прочтите название стихотворения. (“Апрель”.)

— Как вы думаете, о чём это произведение?

Чтение стихотворения «Апрель» учителем.

— Какое настроение передаёт это стихотворение? (радостное, восторженное)

— Кто рад весне? (Вся природа)

3) Словарная работа.

— Замените словосочетания словами из текста:

капли тающего снега (капель)

деревья, упавшие на землю (валежник)

зимний холод (стужа)

медленно и тяжело идёт (пробирается).

– Каким близким по значению словом можно заменить слово “сквозь”? (Словом “через”.)

– Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми словами.

му-ра-вьи – муравьи

про-би-ра-ет-ся – пробирается

ва-леж-ник – валежник

рас-цвёл – расцвёл

3)Прочитайте стихотворение по цепочке по 2 строчки.

— Обратите внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.

О каких признаках весны говорит автор?

— Найдите в стихотворение действие капели. (Капель звенит)

— О чём это действие говорит?

— Найдите действие ручьёв? (Бегут)

— Приём в литературе, который С.Маршак использовал в своём стихотворении называется олицетворением.

— Звуки чего услышал Маршак? (звуки капели, ручья)

— Чьи голоса услышал Самуил Яковлевич? (голоса птиц)

Что еще произошло с наступлением весны? (расцвел подснежник)

  1. – Прочтите стихотворение выразительно, передавая настроение поэта. Пользуйтесь памяткой.

— Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением раньше? Где вы его слышали?

(Сказка «Двенадцать месяцев»)

Эту сказку и другие очень интересные произведения С.Я.Маршака вы можете прочитать в нашей школьной библиотеке.

  1. Подведение итогов урока.

— С какими произведениями мы познакомились на уроке?

— С какой целью написаны все эти стихотворения?

  • Чтобы сообщить…
  • Чтобы передать свою печаль, радость.
  • Привлечь внимание к красоте природы.

— Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

— О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений? (О подснежнике)

Беседа о бережном отношении к природе.

— Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать подснежники?

— Почему?( Из-за нежной красоты подснежники срывают сотнями и даже тысячами. Это приводит к трагическим последствиям. Постепенно подснежники исчезают, становятся редкими.)

Послушайте стихотворение

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

— Если встретите это прекрасное растение, не срывайте его. Остановите и тех, кто это делает. Пусть нежный цветок радует своей красотой всех, кто придет после нас.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что дал вам урок для жизни?