Лит. чтение
Тема: С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Цель урока:
— пробудить у детей интерес к творчеству С.Я.Маршака, познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри» ;
— научиться читать бегло, правильно, выразительно.
Задачи:
- создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
- создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
- создать условия для формирования УУД:
- личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
- познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
- регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энерги
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. (10 мин.)
— Я знаю, что вы добросовестно подготовились к уроку.
— Выразительное чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
-Что вы взяли для себя?
- Актуализация полученных ранее знаний.
Вспомнить автора данных строк.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки —
Оказалось это брюки.
(«Жил человек рассеянный»)
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
(«Мяч»)
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
(«Кошкин дом»)
Так, кто автор этих весёлых стихов?
(стихи С.Я.Маршака)
ІІІ. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока.
А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи записи на экране.
С.Я.Маршак «Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»
-Итак, о каком стих. пойдет речь? Как вы определили?
-Сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока.
(С.Я.Маршак и его произведение «Кот и лодыри». Мы познакомимся с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи.
- Работа над новой темой урока.
- Рассказ о Маршаке. ( портрет и выставка книг на доске)
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.
— Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа.
На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я.Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравиться, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься
- Работа над стихотворением «Кот и лодыри»
а)Прослушивание стихотворения.
— Понравилось вам стихотворение?
— Какое настроение оно вызывает?
-Как, вы думаете, о чем рассказывается в стихотворении «Кот и лодыри»?
б) Словарная работа. ( Стр. 26 ) — Значение какого слова нам нужно выяснить?
-Что же такое грифель? (Высказывания детей.)
-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)
в).Самостоятельная работа по учебнику.
— Прочитайте стихотворение в полголоса ( жужжащее чтение), при чтении найдите и выделите главную мысль.
-Назовите главных героев.
г) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.
— Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?
— Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)
д). Работа над выразительным чтением. Работа в парах.( интегрированные задания)
— Выберите слова, которые характеризуют кота: умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.
-Найдите в тексте слова, которые говорит кот. Прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.
-Найдите слова, близкие по значению к слову лодырь: бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.
-Найдите в тексте слова лодырей, прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.
— Какой кот в начале встречи? Как он говорит?
— Как он говорит в конце встречи?
Рефлексия.
— Сейчас мы проведем кастинг- отбор актеров для фильма «Кот и лодыри». Что бы лучше вжиться в роль я предлагаю вам маски.
-Кто желает выступить? Выбирается три ученика: один читает слова автора, один слова кота, один слова лодырей. Затем проводится анализ чтения. Задание повторяется, определяются дети, которые лучше других прочитали свои роли.
- V. Итог урока:
1.- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака? (Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)
— А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?
(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)
-Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?