Чтение С.Я.Маршак Кот и лодыри.

 

Лит. чтение

Тема: С.Я.Маршак «Кот и лодыри».

Цель урока:

пробудить у детей интерес к творчеству С.Я.Маршака, познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри» ;

— научиться читать бегло, правильно, выразительно.

Задачи:

  1. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
  2. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
  3. создать условия для формирования УУД:
  4. личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
  5. познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
  6. коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
  7. регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энерги

                                      ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

— Я знаю, что вы добросовестно подготовились к уроку.

—  Выразительное чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

-Что вы взяли для себя?

  1. Актуализация полученных ранее знаний.

Вспомнить автора данных строк.

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

 

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки —

Оказалось это брюки.

(«Жил человек рассеянный»)

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

(«Мяч»)

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

(«Кошкин дом»)

Так, кто автор этих весёлых стихов?

(стихи С.Я.Маршака)

ІІІ. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока.

А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи записи на экране.

С.Я.Маршак  «Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»

-Итак, о каком стих. пойдет речь? Как вы определили?

-Сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока.

 

 

(С.Я.Маршак и его произведение «Кот и лодыри».  Мы познакомимся с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи.

  1. Работа над новой темой урока.
  2. Рассказ о Маршаке. ( портрет и выставка книг на доске)

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

— Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа.

На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я.Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравиться, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься

  1. Работа над стихотворением «Кот и лодыри»

а)Прослушивание стихотворения.

— Понравилось вам стихотворение?

— Какое настроение оно вызывает?

-Как, вы думаете, о чем рассказывается в стихотворении «Кот и лодыри»?

б) Словарная работа.  ( Стр. 26 ) Значение какого слова нам нужно выяснить?

-Что же такое грифель? (Высказывания детей.)

-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)

в).Самостоятельная работа по учебнику.

— Прочитайте стихотворение в полголоса ( жужжащее чтение), при чтении найдите и выделите главную мысль.

-Назовите главных героев.

г) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

— Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

— Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

 

д). Работа над выразительным чтением.  Работа в парах.( интегрированные задания)

— Выберите слова, которые характеризуют кота: умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.

-Найдите в тексте слова, которые говорит кот. Прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.

-Найдите слова, близкие по значению к слову лодырь: бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.

-Найдите в тексте слова лодырей, прочитайте друг другу, обсудите, сделайте рабочие пометки.

— Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

— Как он говорит в конце встречи?

Рефлексия.

— Сейчас мы проведем кастинг- отбор актеров для фильма «Кот и лодыри». Что бы лучше вжиться в роль я предлагаю вам маски.

-Кто желает выступить? Выбирается три ученика: один читает слова автора, один слова кота, один слова лодырей. Затем проводится анализ чтения. Задание повторяется, определяются дети, которые лучше других прочитали свои роли.

  1. V. Итог урока:

1.- Какой же урок можно вынести из стихотворения и сказки Маршака?  (Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

— А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)

-Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?