Цели: формировать экологическое, ответственное отношение к природе;; воспитывать любовь к природе, к Родине.
Задачи:
- создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
- познакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами;
- создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
- воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
- выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости к объектам живойприроды; бережного отношения ко всему окружающему;
Проведение игры:
Ведущий: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же — живая!
— Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Отправляемся в уникальный заочный, но очень интересный и познавательный марафон по нашим милым, дорогим тропинкам. Внутри вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как ив любом походе помогайте друг другу, а не вините за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
За каждый правильный ответ команда получает «экокобалл». В конце путешествия мы посчитаем, сколько «экокобаллов» набрала каждая команда.
Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?
Разминка для ума
В какое время года чаще бывает гроза? (летом).
Кто спит вниз головой? (летучая мышь).
Когда заяц серый? (летом).
Какого цвета листья на деревьях зимой? (листьев зимой нет).
В какое время года собирают землянику? (летом).
В синей чаще – жёлтый мяч, он и светел и горяч? (солнце).
Ведущий предлагает жюри подвести итоги, чья команда набрала больше очков.
I тур «Экологический бумеранг»
Ведущий: Дайте правильный ответ на вопрос, как можно помочь природе, а не навредить ей. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ — 1 балл. Если команда не даёт ответа, то ход переходит к соперникам, и они могут заработать этот балл. Будьте внимательны!
Вопрос №1: Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днём сидят детишки, играют и строят домики. В чём тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
Вопрос № 2: Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения могут исчезнуть.)
Вопрос №3: Зайку серого найду,
Принесу его домой —
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
Вопрос №4: Завтра утром в лес пойдём.
И опята, и маслята,
И груздочки соберём.
Вот наелись мы, ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или салок накапливают ядовитые вещества.)
Вопрос №5: Вот как плачет травушка-муравушка.
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зелёную,
Да всё детушки, да всё малые…
(В лесу, на лугу надо ходить по тропинкам, не топтать траву и цветы.)
Вопрос № 6: Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
Вопрос № 7: Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
(Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу и на лугу, не оставлять костёр непотушенным.)
Вопрос №8: Зайдёшь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят —
Шевелятся, зыблются, кишат.
Почему нельзя разрушать муравейники?
(Муравьи приносят огромную пользу: уничтожают вредителей, разносят семена, участвуют в круговороте веществ.)
Вопрос №9: Посадили деревце у себя во дворе,
Пусть растёт зелёное, лист резной,
Поливаем деревце часто, часто мы,
Чтоб оно со временем нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, берёзу, клён, акацию? Почему?
(Нужно, потому что все деревья очищают воздух от пыли и вредных веществ и производят кислород, необходимый для дыхания.)
Вопрос № 10: Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
(Необходимо бережно относится к водным богатствам, рационально их использовать.)
Вопрос № 11: В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)
Вопрос № 12: Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?
(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)
Вопрос № 13: Пять зелёных лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живёт лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такое утверждение? Докажите своё мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных.)
Вопрос № 14: Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков и разные микробы, древесина разрушается.)
Вопрос № 15: Едем на автомобиле и гордимся, как красиво
Позади клубится дым. Чих — чих — чих! Куда бежим?
Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище? (Выхлопные газы содержат свинец — тяжёлый металл — очень вредный для всего живого. Необходимо вдоль дорог высаживать деревья и кустарники.)
Вопрос № 16: Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (Захламляется лес и луг, могут поранится лесные животные и птицы.)
Ведущий: Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела.
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом шёл весёлый дождь!
II тур «Ягодное лукошко»
Ведущий: Какой же отдых без кроссвордов, головоломок! Командам предстоит заполнить таблицу. Здесь зашифрованы названия очень известных и очень вкусных ягод. Кто больше вспомнит лесных ягод? И кто из вас сделает это правильно и быстро? За каждую правильно угаданную ягоду — 1 балл.
На выполнение задания даётся 5 минут.
1 | Ч | Р | М | А | |||||
2 | Б | У | Н | А | |||||
3 | Г | Л | Б | А | |||||
4 | О | Л | П | А | |||||
5 | Ш | П | В | К | |||||
6 | Л | М | Н | К | |||||
7 | Б | Р | А | С | |||||
8 | Б | Р | С | Л | Т | ||||
9 | Ж | М | Л | С | Ь | ||||
10 | Б | Г | Л | Н | К | ||||
11 | Б | Я | Ы | Н | К | ||||
12 | С | О | О | И | А | ||||
13 | З | М | Я | И | А | ||||
14 | К | Ы | О | Н | К |
Ответы:
1- черёмуха, 2 –брусника, 3 — голубика, 4 — облепиха,
5 — шиповник, 6 — лимонник, 7 — барбарис, 8 — бересклет,
9 — жимолость, 10 — багульник, 11 — боярышник, 12 — смородина,
13 — земляника, 14 — крыжовник.
Игра «Собери букет» /Командам раздают лепестки цветов, вырезанные из цветного картона. Чья команда быстрее выложит букеты из цветов/.
Релаксация «На полянке» Дети под релаксационную музыку расслабляются, ведущий читает слова: Реснички опускаются… Дышится легко ровно глубоко…
Глазки закрываются… Наши руки отдыхают…
Мы спокойно отдыхаем. Ноги тоже отдыхают…
Сном волшебным засыпаем. Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена. Все чудесно расслабляются,
И расслаблена она… Дышится легко, ровно, глубоко.
III тур «ЭКОполиклиника»
Каждая команда вытягивает по 2 «рецепта»-карточки. Задание командам: поставить диагноз «заболеваниям» природы и предложить их лечение.
РЕЦЕПТ
Диагноз: исчезновение лесов
Средство лечения (что могу сделать я, для лечения этой болезни):
__________________________
Приготовься озвучить свой рецепт!
РЕЦЕПТ
Диагноз: исчезновение видов растений, сокращение численности ныне живущих.
Средство лечения (что могу сделать я, для лечения этой болезни):
___________________________________
Приготовься озвучить свой рецепт!
РЕЦЕПТ
Диагноз: исчезновение видов животных, сокращение численности ныне живущих.
Средство лечения (что могу сделать я, для решения этой проблемы):
_________________________________
Приготовься озвучить свой рецепт!
РЕЦЕПТ
Диагноз: загрязнение пресной воды на Земле.
Средство лечения (что могу сделать я, для лечения этой болезни):
Приготовься озвучить свой рецепт!
IV тур «Есть проблема!»
Командам выдается одинаковое количество карточек.
Ведущий: Как вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.
Ситуация 1. Твой младший брат принёс из леса ёжика. Что Вы посоветуете брату?
- Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.
- Поиграть с ним и отпустить.
- Внимательно рассмотреть ежа и вынести во двор.
- Отнести в лес.
____________________________________________________________________Ситуация 2. Ранней весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые подснежники. Что ты сделаешь?
- Нарвёшь маленький букетик и подаришь маме.
- Полюбуешься и не тронешь.
- Сорвёшь только один цветок
- Пригласишь друзей, и вы устроите пикник на поляне.
____________________________________________________________________Ситуация 3. В старом скворечнике поселились воробьи. Вы знаете, что с наступлением весны должны вернуться скворцы. Что Вы сделаете?
- Оставите воробьёв в домике.
- Выгоните воробьёв, так как домик для скворцов.
- Спросите совета у друзей.
- Сделаете новый скворечник и повесите неподалёку.
- Будете ждать скворцов и наблюдать их отношения с воробьями.
____________________________________________________________________Ситуация 4. Гуляя по открытой местности, Вы нашли гнездо, представляющее собой небольшое углубление в земле, выстланное сухой травой, перьями, тонкими веточками. Вам показалось, что в нём лежат несколько яиц, а гнездо брошено птицей-мамой. Как Вы поступите?
- Закроете гнездо сухой травой, чтобы сохранить тепло и защитить от хищников.
- Сделаете вид, что хотите забрать гнездо с собой, чтобы увидеть «хозяина».
- Возьмёте гнездо с собой в надежде на домашнее выращивание птенцов.
- Отметите это место и вернётесь к нему на следующий день.
- Осторожно отойдёте, чтобы птица могла быстрее вернуться в гнездо.
____________________________________________________________________Ситуация 5. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?
- Забрать орехи себе.
- Посмотреть орехи и положить их на место.
- Ничего не трогать.
- Положить в дупло что-нибудь вкусное.
____________________________________________________________________Ситуация 6. Вы увидели на берегу реки, как незнакомый человек моет машину. Что вы сделаете?
- Пройдёте мимо, ведь человек взрослый и незнакомый.
- Подойдёте и объясните, почему нельзя мыть машину на берегу реки.
- Попросите родителей, чтобы они объясните ему это.
- Возьмёте лопату и отбросите от берега ту часть земли, где оказались грязь, мазут.
____________________________________________________________________Ситуация 7. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
- Остановитесь и понаблюдаете.
- Пройдёте мимо.
- Отбросите в сторону палкой. Руками трогать не станете, вдруг он ядовитый.
- Посадите сначала на травинку, а потом на дерево.
- Отнесёте домой и посадите в банку, попробуете его откормить.
____________________________________________________________________Ситуация 8. Когда в лесу Вася и Леша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно ли поступали ребята?
- Да, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.
- Несъедобный гриб мешает расти съедобному.
- Да, так как они портят красоту леса.
- Нет, так как исчезает лекарство для животных.
____________________________________________________________________Ситуация 9. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?
- Пройду мимо.
- Поглажу, покормлю птенцов.
- Понаблюдаю за ними.
- Не буду мешать им.
____________________________________________________________________Ситуация 10. Птенец прыгает по дорожке. Что ты будешь делать?
- Пройду мимо.
- Поглажу, покормлю птенца.
- Понаблюдаю немного за ним.
- Посажу обратно в гнездо.
________________________________________________________________
Ситуация 11. После похода в лесу остался мусор. Что нужно сделать?
- Отнести в кучу, которая уже есть.
- Оставить всё, как есть.
- Всё, что можно сжечь, остальное закопать.
____________________________________________________________________Ситуация 12. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Что вы сделаете?
- Пройдёте мимо, не тронув.
- Уничтожите, так как они вредны для человека.
- Полюбуетесь на их красоту.
____________________________________________________________________Ситуация 13. В лесу вы увидели тлеющие угольки костра. Что нужно сделать?
- Оставить всё как есть.
- Раскидать угольки.
- Сообщить в пожарную часть.
- Залить водой до полного исчезновения пара.
- Закидать землёй.
______________________________________________________________Ситуация 14. Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты будешь их собирать?
- Все подряд.
- По одной только спелые ягоды.
- Комбайном.
- Горстями.
- Срывать веточки с большим количеством ягод.
____________________________________________________________________Ситуация 15. Ребята в огороде поймали крота. Как ты поступишь?
- Пройдёшь мимо.
- Отнесёшь его в лес.
- Оставишь в огороде.
- Поместишь его в ящик, будешь кормить и наблюдать.
- Расскажешь о его пользе.
____________________________________________________________________Ситуация 16. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, настоящий он или ложный. Что вы будете делать?
- Оставите его на месте.
- Узнаете его название по карманному определителю грибов.
- Срежете и возьмёте с собой.
- Спросите у друзей или родителей.
- Попытаетесь определить по вкусу.
____________________________________________________________________Ситуация 17. Ваша кошка только что поймала птичку. Что вы будете делать?
- Отберёте у кошки и поиграете с ней.
- Оставите кошке.
- Вылечите и отпустите на волю.
- Отберёте у кошки и оставите во дворе дома.
- Посадите в клетку и будете ухаживать.
____________________________________________________________________Ситуация 18. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?
- Вырвать гриб с корнем.
- Оставить гриб на месте.
- Сбегать за ножом.
- Попробовать аккуратно вывернуть ножку гриба.
- Найти острый сучок и попробовать отломить гриб.
____________________________________________________________________Ситуация 19. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?
- Отломлю веточки.
- Пройду мимо.
- Залеплю глиной.
- Свяжу их.
- Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем, бинтом, платком.
____________________________________________________________________Ситуация 20. Вы захотели развести в лесу костёр. Откуда взять топливо для костра?
- Наломать свежих веток, так костёр лучше разгорается.
- Подобрать старые ветки, валежник.
- Срубить дерево.
- Принести дрова с собой
«Аварийная ситуация»-2 балла
Предлагается ответить на вопросы. Команды адресуют их друг другу.
Вопросы «аварийной ситуации”:
- Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет,
так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а
также вредные органические соединения)
- Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли
тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в
специальные пункты приема)
- При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать
следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые
насаждения, особенно в первые годы их высадки.
В чем причина данных явлений?
(Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы,
резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими
препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.)
- « Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки. ( Ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходят воздух и влага, при этом погибают древесные всходы)
- В одном из стихотворений К.И.Чуковского есть такие строки: «А лисички взяли
спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». Реально ли это сделать? (реально, т.к. на дне океана образуется Н2S, который последнее время прорывается через толщи воды на поверхность, а Н2S горит) (сероводород)
- Можно ли собирать ягоды, грибы, которые растут около трассы? (нельзя, т.к. в
выхлопных газах автомобилей содержится тетраэтил свинца, который оседает на
обочине дороги. Свинец- тяжелый металл, который разрушает белок
Vтур «Экологический светофор»
Ведущий: На нашем пути нам встретился Экологический светофор, который установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
– будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
– ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Ребята наблюдают за муравьями. (с) Дети оставили костёр в лесу. (ч)
Ребята огородили муравейник. (с) Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с) Ребята срезают грибы ножиком. (к)
Ученики очищают парк от мусора. (с) Ребята увидели гнездо в траве. (к)
Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
Дети сильно шумят в лесу. (ч)
Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
Дети вешают кормушку. (с)
Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
Мальчики рассматривают жука. (к)
Дети развешивают скворечники в парке. (с)
Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
Девочка полощет бельё в реке. (ч)
Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)
Итог Ведущий: Ребята! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой мы растём, живём, радуемся и работаем, — это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь её.
Вот и подошел к концу наш ЭКО марафон. Мы просим жюри подвести итоги нашей игры.
Подведение итогов, награждение победителей