Экологический турнир: «Природа и мы»

Цели: формировать экологическое, ответственное отношение к природе;; воспитывать любовь к природе, к Родине.
Задачи:

  • создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
  • познакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами;
  • создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
  • выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости к объектам живойприроды; бережного отношения ко всему окружающему;

Проведение  игры:
Ведущий: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же — живая!
— Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Отправляемся в уникальный заочный, но очень интересный и познавательный марафон по нашим милым, дорогим тропинкам. Внутри вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как ив любом походе помогайте друг другу, а не вините за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
За каждый правильный ответ команда получает «экокобалл». В конце путешествия мы посчитаем, сколько «экокобаллов» набрала каждая команда.
Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?

Разминка для ума

В какое время года чаще бывает гроза? (летом).
Кто спит вниз головой? (летучая мышь).
Когда заяц серый? (летом).
Какого цвета листья на деревьях зимой? (листьев зимой нет).
В какое время года собирают землянику? (летом).
В синей чаще – жёлтый мяч, он и светел и горяч? (солнце).
Ведущий предлагает жюри подвести итоги, чья команда набрала больше очков.

 I тур «Экологический бумеранг»

Ведущий: Дайте правильный ответ на вопрос, как можно помочь природе, а не навредить ей. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ — 1 балл. Если команда не даёт ответа, то ход переходит к соперникам, и они могут заработать этот балл. Будьте внимательны!

Вопрос №1: Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днём сидят детишки, играют и строят домики. В чём тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

Вопрос № 2: Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения могут исчезнуть.)

Вопрос №3: Зайку серого найду,

Принесу его домой —

Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)

Вопрос №4: Завтра утром в лес пойдём.

И опята, и маслята,

И груздочки соберём.

Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?

(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или салок накапливают ядовитые вещества.)

Вопрос №5: Вот как плачет травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня зелёную,

Да всё детушки, да всё малые…

(В лесу, на лугу надо ходить по тропинкам, не топтать траву и цветы.)

Вопрос № 6: Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

Вопрос № 7: Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

(Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу и на лугу, не оставлять костёр непотушенным.)

Вопрос №8: Зайдёшь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь,

В чаще муравейники не спят —

Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нельзя разрушать муравейники?

(Муравьи приносят огромную пользу: уничтожают вредителей, разносят семена, участвуют в круговороте веществ.)

Вопрос №9: Посадили деревце у себя во дворе,

Пусть растёт зелёное, лист резной,

Поливаем деревце часто, часто мы,

Чтоб оно со временем нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, берёзу, клён, акацию? Почему?

(Нужно, потому что все деревья очищают воздух от пыли и вредных веществ и производят кислород, необходимый для дыхания.)

Вопрос № 10: Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

(Необходимо бережно относится к водным богатствам, рационально их использовать.)

Вопрос № 11: В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

Вопрос № 12: Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

Вопрос № 13: Пять зелёных лягушат

В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живёт лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите своё мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных.)

Вопрос № 14: Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков и разные микробы, древесина разрушается.)

Вопрос № 15: Едем на автомобиле и гордимся, как красиво

Позади клубится дым. Чих — чих — чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище? (Выхлопные газы содержат свинец — тяжёлый металл — очень вредный для всего живого. Необходимо вдоль дорог высаживать деревья и кустарники.)

Вопрос № 16: Бутылки и банки бросаем в походе,

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (Захламляется лес и луг, могут поранится лесные животные и птицы.)

Ведущий: Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела.

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом шёл весёлый дождь!

II тур  «Ягодное лукошко»

Ведущий: Какой же отдых без кроссвордов, головоломок! Командам предстоит заполнить таблицу. Здесь зашифрованы названия очень известных и очень вкусных ягод. Кто больше вспомнит лесных ягод? И кто из вас сделает это правильно и быстро? За каждую правильно угаданную ягоду — 1 балл.

На выполнение задания даётся 5 минут.

1 Ч Р М А
2 Б У Н А
3 Г Л Б А
4 О Л П А
5 Ш П В К
6 Л М Н К
7 Б Р А С
8 Б Р С Л Т
9 Ж М Л С Ь
10 Б Г Л Н К
11 Б Я Ы Н К
12 С О О И А
13 З М Я И А
14 К Ы О Н К

Ответы:
1- черёмуха,     2 –брусника,     3 — голубика,     4 — облепиха,

5 — шиповник,     6 — лимонник,    7 — барбарис,     8 — бересклет,

9 — жимолость,   10 — багульник,  11 — боярышник, 12 — смородина,

13 — земляника,   14 — крыжовник.

Игра «Собери букет»    /Командам раздают лепестки цветов, вырезанные из цветного картона. Чья команда быстрее выложит букеты из цветов/.

Релаксация «На полянке»                                                                                           Дети под релаксационную музыку расслабляются, ведущий читает слова:                                                                                                                Реснички опускаются… Дышится легко ровно глубоко…
Глазки закрываются… Наши руки отдыхают…
Мы спокойно отдыхаем. Ноги тоже отдыхают…
Сном волшебным засыпаем. Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена. Все чудесно расслабляются,
И расслаблена она… Дышится легко, ровно, глубоко.

III тур «ЭКОполиклиника» 

Каждая команда вытягивает по 2 «рецепта»-карточки. Задание командам: поставить диагноз «заболеваниям» природы и предложить их лечение.

РЕЦЕПТ 

Диагноз: исчезновение лесов

Средство лечения (что могу сделать я, для лечения этой болезни):

__________________________

Приготовься озвучить свой рецепт!

РЕЦЕПТ

Диагноз: исчезновение видов растений, сокращение численности ныне живущих.

Средство лечения (что могу сделать я, для лечения этой болезни):

___________________________________

Приготовься озвучить свой рецепт!

РЕЦЕПТ

Диагноз: исчезновение видов животных, сокращение      численности ныне живущих.

Средство лечения (что могу сделать я, для решения этой проблемы):

_________________________________

Приготовься озвучить свой рецепт!

РЕЦЕПТ

Диагноз: загрязнение пресной воды на Земле.

Средство лечения (что могу сделать я, для лечения этой болезни):

Приготовься озвучить свой рецепт! 

IV тур  «Есть проблема!»

Командам выдается одинаковое количество карточек.

Ведущий: Как вы поступите, чтобы не причинить вреда природе? Дайте краткий ответ.

Ситуация 1. Твой младший брат принёс из леса ёжика. Что Вы посоветуете брату?

  1. Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.
  2. Поиграть с ним и отпустить.
  3. Внимательно рассмотреть ежа и вынести во двор.
  4. Отнести в лес.

____________________________________________________________________Ситуация 2. Ранней весной ты пошёл в лес и увидел, что на поляне распустились первые подснежники. Что ты сделаешь?

  1. Нарвёшь маленький букетик и подаришь маме.
  2. Полюбуешься и не тронешь.
  3. Сорвёшь только один цветок
  4. Пригласишь друзей, и вы устроите пикник на поляне.

____________________________________________________________________Ситуация 3. В старом скворечнике поселились воробьи. Вы знаете, что с наступлением весны должны вернуться скворцы. Что Вы сделаете?

  1. Оставите воробьёв в домике.
  2. Выгоните воробьёв, так как домик для скворцов.
  3. Спросите совета у друзей.
  4. Сделаете новый скворечник и повесите неподалёку.
  5. Будете ждать скворцов и наблюдать их отношения с воробьями.

____________________________________________________________________Ситуация 4. Гуляя по открытой местности, Вы нашли гнездо, представляющее собой небольшое углубление в земле, выстланное сухой травой, перьями, тонкими веточками. Вам показалось, что в нём лежат несколько яиц, а гнездо брошено птицей-мамой. Как Вы поступите?

  1. Закроете гнездо сухой травой, чтобы сохранить тепло и защитить от хищников.
  2. Сделаете вид, что хотите забрать гнездо с собой, чтобы увидеть «хозяина».
  3. Возьмёте гнездо с собой в надежде на домашнее выращивание птенцов.
  4. Отметите это место и вернётесь к нему на следующий день.
  5. Осторожно отойдёте, чтобы птица могла быстрее вернуться в гнездо.

____________________________________________________________________Ситуация  5. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?

  1. Забрать орехи себе.
  2. Посмотреть орехи и положить их на место.
  3. Ничего не трогать.
  4. Положить в дупло что-нибудь вкусное.

____________________________________________________________________Ситуация  6. Вы увидели на берегу реки, как незнакомый человек моет машину. Что вы сделаете?

  1. Пройдёте мимо, ведь человек взрослый и незнакомый.
  2. Подойдёте и объясните, почему нельзя мыть машину на берегу реки.
  3. Попросите родителей, чтобы они объясните ему это.
  4. Возьмёте лопату и отбросите от берега ту часть земли, где оказались грязь, мазут.

____________________________________________________________________Ситуация  7. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?

  1. Остановитесь и понаблюдаете.
  2. Пройдёте мимо.
  3. Отбросите в сторону палкой. Руками трогать не станете, вдруг он ядовитый.
  4. Посадите сначала на травинку, а потом на дерево.
  5. Отнесёте домой и посадите в банку, попробуете его откормить.

____________________________________________________________________Ситуация 8. Когда в лесу Вася и Леша собирали грибы, то несъедобные грибы они сбивали палками. Правильно ли поступали ребята?

  1. Да, так как неопытные грибники могли бы их сорвать.
  2. Несъедобный гриб мешает расти съедобному.
  3. Да, так как они портят красоту леса.
  4. Нет, так как исчезает лекарство для животных.

____________________________________________________________________Ситуация  9. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?

  1. Пройду мимо.
  2. Поглажу, покормлю птенцов.
  3. Понаблюдаю за ними.
  4. Не буду мешать им.

____________________________________________________________________Ситуация  10. Птенец прыгает по дорожке. Что ты будешь делать?

  1. Пройду мимо.
  2. Поглажу, покормлю птенца.
  3. Понаблюдаю немного за ним.
  4. Посажу обратно в гнездо.

________________________________________________________________

 Ситуация  11. После похода в лесу остался мусор. Что нужно сделать?

  1. Отнести в кучу, которая уже есть.
  2. Оставить всё, как есть.
  3. Всё, что можно сжечь, остальное закопать.

____________________________________________________________________Ситуация  12. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Что вы сделаете?

  1. Пройдёте мимо, не тронув.
  2. Уничтожите, так как они вредны для человека.
  3. Полюбуетесь на их красоту.

____________________________________________________________________Ситуация  13. В лесу вы увидели тлеющие угольки костра. Что нужно сделать?

  1. Оставить всё как есть.
  2. Раскидать угольки.
  3. Сообщить в пожарную часть.
  4. Залить водой до полного исчезновения пара.
  5. Закидать землёй.

______________________________________________________________Ситуация  14. Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты будешь их собирать?

  1. Все подряд.
  2. По одной только спелые ягоды.
  3. Комбайном.
  4. Горстями.
  5. Срывать веточки с большим количеством ягод.

____________________________________________________________________Ситуация  15.  Ребята в огороде поймали крота. Как ты поступишь?

  1. Пройдёшь мимо.
  2. Отнесёшь его в лес.
  3. Оставишь в огороде.
  4. Поместишь его в ящик, будешь кормить и наблюдать.
  5. Расскажешь о его пользе.

____________________________________________________________________Ситуация 16. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, настоящий он или ложный. Что вы будете делать?

  1. Оставите его на месте.
  2. Узнаете его название по карманному определителю грибов.
  3. Срежете и возьмёте с собой.
  4. Спросите у друзей или родителей.
  5. Попытаетесь определить по вкусу.

____________________________________________________________________Ситуация 17. Ваша кошка только что поймала птичку. Что вы будете делать?

  1. Отберёте у кошки и поиграете с ней.
  2. Оставите кошке.
  3. Вылечите и отпустите на волю.
  4. Отберёте у кошки и оставите во дворе дома.
  5. Посадите в клетку и будете ухаживать.

____________________________________________________________________Ситуация 18. Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?

  1. Вырвать гриб с корнем.
  2. Оставить гриб на месте.
  3. Сбегать за ножом.
  4. Попробовать аккуратно вывернуть ножку гриба.
  5. Найти острый сучок и попробовать отломить гриб.

____________________________________________________________________Ситуация 19. Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?

  1. Отломлю веточки.
  2. Пройду мимо.
  3. Залеплю глиной.
  4. Свяжу их.
  5. Укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем, бинтом, платком.

____________________________________________________________________Ситуация 20. Вы захотели развести в лесу костёр. Откуда взять топливо для костра?

  1. Наломать свежих веток, так костёр лучше разгорается.
  2. Подобрать старые ветки, валежник.
  3. Срубить дерево.
  4. Принести дрова с собой

«Аварийная ситуация»-2 балла

Предлагается ответить на вопросы. Команды адресуют их друг другу.

Вопросы «аварийной ситуации”:

  1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет,

так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а

также вредные органические соединения)

  1. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли

тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в

специальные пункты приема)

  1. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать

следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые

насаждения, особенно в первые годы их высадки.

В чем причина данных явлений?

(Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы,

резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими

препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.)

  1. « Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню». Объясните смысл поговорки. ( Ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходят воздух и влага, при этом погибают древесные всходы)
  2. В одном из стихотворений К.И.Чуковского есть такие строки: «А лисички взяли

спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». Реально ли это сделать? (реально, т.к. на дне океана образуется Н2S, который последнее время прорывается через толщи воды на поверхность, а Н2S горит) (сероводород)

  1. Можно ли собирать ягоды, грибы, которые растут около трассы? (нельзя, т.к. в

выхлопных газах автомобилей  содержится тетраэтил свинца, который оседает на

обочине дороги. Свинец- тяжелый металл, который  разрушает белок

 Vтур «Экологический светофор»

Ведущий: На нашем пути нам встретился Экологический светофор, который установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

– будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

– ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Ребята наблюдают за муравьями. (с)   Дети оставили костёр в лесу. (ч)

Ребята огородили муравейник. (с)      Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)

Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)   Ребята срезают грибы ножиком. (к)

Ученики очищают парк от мусора. (с)              Ребята увидели гнездо в траве. (к)

Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)

Дети сильно шумят в лесу. (ч)

Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)

Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)

Мальчик полез в кусты за мячом. (к)

Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

Дети вешают кормушку. (с)

Дети ловят в пруду головастиков. (ч)

Мальчики рассматривают жука. (к)

Дети развешивают скворечники в парке. (с)

Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)

Ученики высаживают возле школы деревья. (с)

Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)

Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)

Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)

Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)

Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)

Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)

Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)

Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)

Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)

Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)

Девочка полощет бельё в реке. (ч)

Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)

Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)

Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)

В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)

На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)

Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)

Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)

Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

Итог  Ведущий: Ребята! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой мы растём, живём, радуемся и работаем, — это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь её.
Вот и подошел к концу наш ЭКО марафон. Мы просим жюри подвести итоги нашей игры.

Подведение итогов, награждение победителей