Готовность ребенка к школе

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?!

Как можно родителям сам им определить, пора ли отдавать ребенка в школу или лучше подождать? На самом деле психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.

  1. Есть ли желание учиться?

Психолог Михаил Гинзбург предложил такой способ узнать это. Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

  Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил».

  Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

  Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

  Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».

  Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь».

  Шестой: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».

Спросите своего малыша: «Как ты считаешь — по чему надо учиться?» Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой хоть и интересной, но тяжелой работой, как учеба.

  1. Может ли подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «чер ное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

  1. Развита ли речь? Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению.

Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок расска­зывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

  1.  Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово» Вы выбираете какое-то слово, например «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка — услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потре­нировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

▼ «Назови звуки» Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук — согласный, последний — гласный), «индюк» (первый звук — гласный, последний — со гласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

▼ Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели словом». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

  1. Умеет ли выполнять логические операции. Устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

▼ Попросите ребенка закончить предложения:

«Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…»,

«Прошел дождь, поэтому…»

▼  В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.

▼ Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых — пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову.

На пример: «день — ночь, лето — … (зима)»; «часы — время, градусник — … (темпера тура)», «глаз — зрение, ухо — … (слух)». Если ребенок допустил не больше 1-2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

  1. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

Если у ребенка в 6-6,5 лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу — он к ней пока не готов.