Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, сорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать, накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на ёлку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгая, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима – до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают; без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
«Ну, постой же, — думает зима, — дойду я до людей», — и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится, кому за дровами в лес ехать – наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки – и те её не боятся! Катаются себе на коньках, да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злобы одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть – и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалеко! К.Д.Ушинский
Задания к тексту:
- Выпишите из текста предложения, в которых показаны основные признаки зимы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Ответ обведите в кружок.
А. Всем весело зимой.
Б. Зима – суровое время года.
В. Лучшее время года – зима.
Г. После зимы наступает лето.
- Восстановите последовательность частей текста. Для этого расставьте цифры в клеточки
Зима сживает со свету птиц.
Зима донимает маленьких ребятишек.
Зима добирается до рыб.
Зима накинулась на зверей.
Зима шлёт мороз на людей.
- Подчеркните в тексте предложения, в которых описывается, как птицы готовятся к зиме.
- Выпишите из текста слова, родственные слову «мороз». Дополните запись своими словами.
Мороз, __________________________________________________________
6.. Запишите первое предложение. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Сверху укажи, какими частями речи выражены главные члены.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заполните таблицу, пользуясь текстом и собственными знаниями окружающего мира. Запишите 2-3 названия животных.
Группы животных
насекомоядные | Растительно-
ядные |
хищные | всеядные |
- Используя текст и собственный опыт, заполните таблицу.
Как звери готовятся к зиме
Заяц ________________________________________________________
__________________________________________________________
Белка __________________________________________________________
__________________________________________________________
Медведь __________________________________________________________
__________________________________________________________
Рыбы_______________________________________________________________________________________________________________
- Решите задачу и запишите ответ.
Масса трех зайцев равна 18 кг. Чему равна масса 5 таких же зайцев?
- Задача.
Вес бурого медведя достигает 150 кг. За зиму медведь теряет до 100 кг веса. Сколько может весить медведь, проснувшись весной в своей берлоге?
Критерии оценки выполнения знаний
Тип ответа (решения) | Параметры оценивания |
выбор правильного ответа из предложенных вариантов |
|
запись краткого ответа |
|
запись развернутого ответа |
|
№ | Контролируемые учебные действия | Баллы | |
Читательская компетенция | |||
1 | Техника и навыки чтения. Скорость чтения про себя. Темп чтения составляет от
100-95с/мин 95 — 80 с/мин 80 – 75с/мин 75 – 65 с/мин 65 – 50 с/мин 50 и менее |
2 2 2 2 1 0 |
|
2 | Информационная компетенция.
Умение найти в тексте информацию. |
2 |
|
3 | Информационная и коммуникативная компетенция.
Умение находить и обобщать информацию для правильного ответа. |
2 | |
Русский язык | |||
1 | Умение находить предложения. | 2 | |
2 | Умение определять грамматическую основу, части речи | 2 | |
3 | Умение подбирать родственные слова. | 2 | |
Всего: | 6 | ||
Математика | |||
1 | Умение решать задачи на приведение к единице | 2 | |
2 | Умение выполнять вычисления . | 2 | |
Всего: | 4 | ||
Окружающий мир | |||
1
2 3 |
Группы животных по питанию
Таблица «Как звери готовятся к зиме» Знание признаков времёни года — зимы. |
2
2 2 |
|
Всего: | 6 | ||
5б. | 4б. | 3б. | 2б. | 1б. |
18-15 б. | 14-12 б. | 11-9 б. | 8-5 б. | менее 5 б. |