Литературное чтение «Лучший друг»

Лит. чтение. Тема: Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок»

Цели: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя; выразительно и осознанно. Развивать умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания; Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.

Оборудование: таблицы для чтения и составления слов; запись песни «Когда мои друзья со мной»; пословицы о дружбе.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Конкурс смешных рассказов.
  2. Постановка цели урока.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

– О ком эта песня?  – Кого можно назвать друзьями?

– Расскажите о своих друзьях. – Прочтите название нового раздела.

– Как вы думаете, о ком будут произведения из раздела «Я и мои друзья»?

III. Изучение нового материала.

  1. Речевая минутка.


Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошел уже.

За-за-за – уходи домой, коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

 

  1. Чтение диалога автора с читателями (цепочкой).

– Прочтите обращение автора к читателям. – Кого мы можем назвать другом?

– Почему книга тоже может быть другом?

  1. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг».

– Прочтите название произведения. – Кто автор этого рассказа?

– Рассмотрите иллюстрацию к нему. – Как вы думаете, о чём этот рассказ?

– Кого можно назвать «лучшим другом»?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:


о-ста-вил – оставил

ка-та-ет-ся – катается

рас-сер-дил-ся – рассердился

от-луп-лю – отлуплю

под-ско-чил – подскочил

зна-комь-ся – знакомься

сму-тил-ся – смутился

 

– Объясните значение слов: Смутился – растерялся. Отлуплю – побью.

Учитель читает рассказ «Лучший друг» Ю. Ермолаева.

  1. Анализ произведения.

– Назовите героев этого рассказа.

– Почему Коля смутился, когда Игорь назвал его своим другом?

– Прочтите строки, в которых описывается, почему рассердился Коля.

– Как Коля хотел поступить с Вовой? Зачитайте отрывок.

– Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? Выберите ответ: (испугался; понял, что нельзя быть жадным, сердиться на друзей).

– Каким вы представляете себе Колю? А Вову?

– Прочтите пословицы:

  • С людьми браниться – никуда не годится.
  • Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
  • Без беды друга не узнаешь.

– Какие пословицы относятся к рассказу «Лучший друг»?

– Объясните их значение. – Почему автор назвал рассказ «Лучший друг»?

– Прочтите слова:

храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, заботливый.

– С помощью этих слов дайте характеристику главным героям рассказа – Вове и Коле.

Физкультминутка

  1. Продолжение изучения нового материала.
  2. Чтение и анализ произведения «Подарок» Е. Благининой.

– Как называется стихотворение? – Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрации к нему. – Как вы думаете, о ком это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Подарок» Е. Благининой.

– Кто пришёл к девочке? – Какая игрушка понравилась подружке?

– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?

– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?

– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».

– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами:

при-гля-ну-лась – приглянулась  за-вод-на-я – заводная   лю-би-ма-я – любимая

– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.

– Прочтите пословицы:

  • Настоящему другу цены нет.
  • О себе заботься, а товарища не забывай.
  • Для милого дружка и сережку из ушка.
  • Где лад, там и клад.

– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения.

– Объясните их значение.

  1. Сравнение произведений «Подарок» и «Лучший друг».

– Чем похожи произведения Е. Благининой и Ю. Ермолаева?

– Можно ли сказать, что герои этих произведений похожи?

– Какие черты характера героев противоположны?

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Как называется новый раздел?

– Какие произведения мы сегодня читали?

– Кто их автор?

– Чему учат эти произведения?

– Какое из них вам больше понравилось? Почему?

Учитель читает стихотворение:

Дружба – дело для двоих,

Для троих, для четверых

И для сотен тоже.

В нём участвовать любой,

Словно в песне, может.

Э. Сигал

– Объясните, что же такое дружба?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Елена Александровна Благинина (1903–1989) родилась в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей.

Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал не много, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии.

Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке.

В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.

Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает её стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать».

Одно из её стихотворений называется «Посидим в тишине». Маленькая девочка не стала шуметь и возиться, чтобы не беспокоить уснувшую мать. Читаешь про это и радуешься не только доброй, любящей девочке, но и умной маме, воспитавшей хорошую дочку. Ради близкого человека можно отказать себе даже в самом большом удовольствии.

Благинина говорит нам о счастье любить Родину, дом, семью, о жестокой минувшей войне, которую пережила вместе с народом. О деревце, расцветшем ко всеобщему весеннему празднику. И говорит она такие же слова, какие пришли к ней впервые давным-давно – в колыбельных песнях матери, в бабушкиных присловьях, в плеске ручья, в шелесте листьев.

Все это, как эхо, отозвалось в её поэзии, потому-то и любят ребята стихи Е. А. Благининой.