Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек».
Учить, видеть и понимать окружающую природу.
Развивать речь, мышление, творческую активность.
Воспитывать интерес к произведениям о природе.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
— Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением «Листопадничек».
А чтобы урок пошёл каждому впрок-
Активно включайся в работу дружок!
- Проверка домашнего задания
— Проверим выполнение домашнего задания
- Вы любите наблюдать за природой?
- С произведением какого писателя мы с вами познакомились на прошлом уроке литературного чтения?
- Как вы думаете, почему М.М. Пришвин назвал свой рассказ — «Моя Родина»? Чему учит данное произведение?
- 2. Работа над пословицами . Объясните смысл пословиц.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- Дома и стены помогают.
- Чужая сторона – дремучий бор.
- Рощи да леса- всему миру краса.
- Чужбина-калина, Родина-малина.
3.Речевая разминка.
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
Прочитаем глазками. Прочитаем скороговорку вместе.
Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте с сердитой интонацией. Прочитайте с веселой интонацией.
Прочитайте с ускорением. Прочитайте очень быстро.
4.Работа над темой урока.
Отгадайте загадку: Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины? (бобры)
Что вы знаете о бобрах?
А сейчас отгадайте следующую загадку:
Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы другого цвета? ( зайцы)
Что вы знаете о зайцах?
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Листопадничек», которое написал Иван Сергеевич Соколов-Микитов. (портрет писателя )
5.Словарная работа.
Давайте проведем словарную работу, прочитаем и объясним
6.Знакомство с произведением.
Откройте учебник .
Все следим за моим чтением
7. Анализ произведения:
Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Почему И. С. Соколов-Микитов назвал свое произведение «Листопадничек»?
- Можно ли его озаглавить по другому?
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Кого встретил Листопадничек во время путешествия?
- Почему зайчонок остался в хатке бобров?
- Как провел Листопадничек зиму?
- Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?
- Как вы думаете произведение «Листопадничек» сказка или рассказ? Почему?
Докажите.
- Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика?
- Что он хотел сказать своим читателям?
- Какому герою ты больше всего сопереживал и почему?
- В чем по-твоему мнению главная идея этого произведения?
- О чем нам предлагает задуматься автор?
- Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать эту сказку о животных, то какие основные достоинства ты бы отметил?
- Чтобы написать такую интересную историю, как вы думаете, что помогло И.С. Соколову-Микитову в этом?
- 8.Физминутка
- Анализ произведения
Выбери правильный вариант ответа:
С какой целью Листопадничек согласился жить в бобровой хатке?
а). Обиделся на маму
б). Боялся замёрзнуть
в). Хотел научиться плавать
г). Хотел стать взрослым
10. Самостоятельное чтение детьми.
Вставь подходящее слово из текста:
- Бежал, бежал (…) по лесу, прибежал к глухой лесной (…).
- Остался Листопадничек в бобровой (…).
- Любят (…) чистоту и порядок.
- За долгую зиму большого (…) натерпелся зайчонок.
- Обрадовался Листопадничек, прижался к (…).
- Крепко заснул (…) возле матери в родном (…).
- 11. Чтение по цепочке.(по одному предложению)
- Выборочное чтение:
Найдите и зачитайте как Листопадничек ушел из дома?
Найдите и зачитайте как жилось зайчику у бобров?
Найдите и зачитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью?
13. Итог урока. Оценивание.
- Дом. Зад.
Что вы запомнили сегодня на уроке литературного чтения?
Что вас удивило? Что понравилось?
Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
Спасибо за урок!