Первый урок во 2 классе.

ТЕМА: Дружба и ее значение в жизни человека

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со сказочными, философскими и фольклорными источниками, в которых идет речь о дружбе; формировать позитивную установку на установление дружеских взаимоотношений между учащимися; раскрыть значение дружбы; воспитывать уважение, чуткость, доброжелательные отношения к друзьям.

ОБОРУДОВАНИЕ: грамзапись песен «Улыбка», «Вместе весело шагать»; иллюстрации к сказкам о дружбе. Запись на доске «Законы дружбы»; дерево «Дружбы». Пословицы в конвертах для работы в группах; альбомные листы; фломастеры; ножницы.

ХОД УРОКА

І Организация класса.

Книжки и тетрадки

У ребят в порядке.

Все они урок

Знают назубок.

ІІ Работа над темой урока

1.ТЕМА, ЦЕЛЬ

— Сегодня тема нашего урока «Давайте жить дружно»

Мы поведем свой разговор о дружбе. Выясним:

  • что такое дружба?
  • Какие черты в характере должны быть у каждого человека, чтобы называться – другом? Для этого составим законы дружбы.
  • Поиграем в игру «Цветок дружбы»
  • Поработаем в группах и коллективно.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

Начнем урок с веселой песни «Улыбка»

— Хорошая песня? О чем?

— С какого мультфильма эта песня? Кто главный герой?

— Да, про Енота.

— Что посоветовала мама Еноту, чтобы с ним все дружили?

— У нас на доске еще иллюстрации из добрых сказок. Как называются эти сказки?

— Какие герои в этих сказках? (на доске иллюстрации к сказкам « Кот Леопольд», «Буратино», «Три поросенка», «Кот в сапогах».)

— Чему они учат?

— Подумайте, что такое дружба? Кто из этих героев умеет дружить?

Дружба – глубокие человеческие чувства, которые украшают каждого человека, который умеет дружить.

  1. Слушание стихотворения

— Давайте послушаем стихотворение и составим законы дружбы для нашего класса.

Крикун Л.А.         « Для друга настоящего»

 

« Предательство» — для друга нет такого слова

Есть преданность, любовь и уважение,

И слово доброе, поддержка и совет

Желание быть рядом с другом.

Плечо подставить, боль взять на себя,

Друг правду всю сказать умеет

И не обидит этим, а спасет,

Себе ведь выгоды не ждет.

Кусочком хлеба поровну поделится,

Глоток воды последний отдает

Удачам, взлетам друга радуется,

И счастлив тот, кто рядом с таким другом

А кто без друга – трудно жить

Пусть друга  каждый заимеет

Так как на дружбе белый свет стоит.

4.Обсуждение стихотворения

— Что значит дружить?

— Какие черты характера должны быть у друга?

— У нас на доске записаны предложения о дружбе. Давайте,  выберем те, которые должны быть у каждого настоящего друга. А те, которые лишние уберем.

На  доске: ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

1)а) Друг добрый, отзывчивый

б) Друг злой, равнодушный.

2)а) Не оставляйте друга в беде, будь верным дружбе.

б) Любуйся собой, хвали себя, живи для себя.

3) а) Дружить – значит иметь с другом общее дело, помогать друг другу

б) Делать только свои дела, не считаться с мнением друга.

 

— Какие  вы еще хотели бы внести свои законы?

  1. Слушание и разбор ситуаций.

«Одинаковые»

Н.Чабаевский

Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только  отлично.

— Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

— Я получила по математике 10, а Вера только – 3. Мы стали уже не одинаковые….

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

— Да, ты стала хуже…

— Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!

— Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела…  А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

 

Вопросы: За что мама осудила Соню?

Что бы вы сказали Соне?

 

«В 1-А классе»

Учится в 1-А классе – 24 ученика. Каждый день учительница строит их в столовую. Все дети быстро строились, стремясь стать первыми у двери.

При этом они толкались, наступали друг другу на ноги, били и обзывали друг друга.

 

Вопросы: Что посоветуете этим детям?

« Синие листья» В.Осеева.

Рассказываю рассказ кратко.

Вопросы: Настоящая эта дружба?

Как поступите вы?

  1. Игра «Цветок дружбы» Работа в парах.

— А сейчас давайте проверим, как вы поняли: что такое  дружба? Для этого соберете цветок дружбы. На каждой парте лежат лепестки цветка со словами, характеризующие дружбу и нет. Выбрать только те лепестки, которые характеризуют дружбу. (Добро, зло, равнодушие, благородство, сочувствие, внимательность, эгоизм, корыстолюбие, забота, требовательность).

  1. Работа в группах. Сложить пословицы.

— А знаете, еще в древности люди дорожили дружбой. И поэтому наш народ сложил много пословиц, поговорок и сказок о дружбе.

Послушайте, какие  бывают пословицы:

— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— Крепкую дружбу и огонь не спалит.

— Друга ищи, а найдешь береги.

— А теперь попробуйте из данных в конвертах слов сложить пословицы сами и прочитайте их.

ИТОГ УРОКА.

Закончим урок обещанием научиться в этом году дружить.«Соберем» все обещания на дереве Дружбы.

Обведите свои ладошки фломастером на листках бумаги, на каждом пальчике напишите, какими вы обещаете быть друзьями, вырежьте и приклейте на наше дерево.

Звучит песня «Вместе весело шагать».

Литература

1.Народные пословицы и поговорки. В.Бойко.

2.Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. О.Богданова, О.Калинина.

 

Н.В.Наумченко, учитель І категории СОШ №32

г. Стаханова, Луганской обл.