ТЕМА: Дружба и ее значение в жизни человека
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со сказочными, философскими и фольклорными источниками, в которых идет речь о дружбе; формировать позитивную установку на установление дружеских взаимоотношений между учащимися; раскрыть значение дружбы; воспитывать уважение, чуткость, доброжелательные отношения к друзьям.
ОБОРУДОВАНИЕ: грамзапись песен «Улыбка», «Вместе весело шагать»; иллюстрации к сказкам о дружбе. Запись на доске «Законы дружбы»; дерево «Дружбы». Пословицы в конвертах для работы в группах; альбомные листы; фломастеры; ножницы.
ХОД УРОКА
І Организация класса.
Книжки и тетрадки
У ребят в порядке.
Все они урок
Знают назубок.
ІІ Работа над темой урока
1.ТЕМА, ЦЕЛЬ
— Сегодня тема нашего урока «Давайте жить дружно»
Мы поведем свой разговор о дружбе. Выясним:
- что такое дружба?
- Какие черты в характере должны быть у каждого человека, чтобы называться – другом? Для этого составим законы дружбы.
- Поиграем в игру «Цветок дружбы»
- Поработаем в группах и коллективно.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Начнем урок с веселой песни «Улыбка»
— Хорошая песня? О чем?
— С какого мультфильма эта песня? Кто главный герой?
— Да, про Енота.
— Что посоветовала мама Еноту, чтобы с ним все дружили?
— У нас на доске еще иллюстрации из добрых сказок. Как называются эти сказки?
— Какие герои в этих сказках? (на доске иллюстрации к сказкам « Кот Леопольд», «Буратино», «Три поросенка», «Кот в сапогах».)
— Чему они учат?
— Подумайте, что такое дружба? Кто из этих героев умеет дружить?
Дружба – глубокие человеческие чувства, которые украшают каждого человека, который умеет дружить.
- Слушание стихотворения
— Давайте послушаем стихотворение и составим законы дружбы для нашего класса.
Крикун Л.А. « Для друга настоящего»
« Предательство» — для друга нет такого слова
Есть преданность, любовь и уважение,
И слово доброе, поддержка и совет
Желание быть рядом с другом.
Плечо подставить, боль взять на себя,
Друг правду всю сказать умеет
И не обидит этим, а спасет,
Себе ведь выгоды не ждет.
Кусочком хлеба поровну поделится,
Глоток воды последний отдает
Удачам, взлетам друга радуется,
И счастлив тот, кто рядом с таким другом
А кто без друга – трудно жить
Пусть друга каждый заимеет
Так как на дружбе белый свет стоит.
4.Обсуждение стихотворения
— Что значит дружить?
— Какие черты характера должны быть у друга?
— У нас на доске записаны предложения о дружбе. Давайте, выберем те, которые должны быть у каждого настоящего друга. А те, которые лишние уберем.
На доске: ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
1)а) Друг добрый, отзывчивый
б) Друг злой, равнодушный.
2)а) Не оставляйте друга в беде, будь верным дружбе.
б) Любуйся собой, хвали себя, живи для себя.
3) а) Дружить – значит иметь с другом общее дело, помогать друг другу
б) Делать только свои дела, не считаться с мнением друга.
— Какие вы еще хотели бы внести свои законы?
- Слушание и разбор ситуаций.
«Одинаковые»
Н.Чабаевский
Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только отлично.
— Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по математике 10, а Вера только – 3. Мы стали уже не одинаковые….
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
— Да, ты стала хуже…
— Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
— Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Вопросы: За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
«В 1-А классе»
Учится в 1-А классе – 24 ученика. Каждый день учительница строит их в столовую. Все дети быстро строились, стремясь стать первыми у двери.
При этом они толкались, наступали друг другу на ноги, били и обзывали друг друга.
Вопросы: Что посоветуете этим детям?
« Синие листья» В.Осеева.
Рассказываю рассказ кратко.
Вопросы: Настоящая эта дружба?
Как поступите вы?
- Игра «Цветок дружбы» Работа в парах.
— А сейчас давайте проверим, как вы поняли: что такое дружба? Для этого соберете цветок дружбы. На каждой парте лежат лепестки цветка со словами, характеризующие дружбу и нет. Выбрать только те лепестки, которые характеризуют дружбу. (Добро, зло, равнодушие, благородство, сочувствие, внимательность, эгоизм, корыстолюбие, забота, требовательность).
- Работа в группах. Сложить пословицы.
— А знаете, еще в древности люди дорожили дружбой. И поэтому наш народ сложил много пословиц, поговорок и сказок о дружбе.
Послушайте, какие бывают пословицы:
— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
— Крепкую дружбу и огонь не спалит.
— Друга ищи, а найдешь береги.
— А теперь попробуйте из данных в конвертах слов сложить пословицы сами и прочитайте их.
ИТОГ УРОКА.
Закончим урок обещанием научиться в этом году дружить.«Соберем» все обещания на дереве Дружбы.
Обведите свои ладошки фломастером на листках бумаги, на каждом пальчике напишите, какими вы обещаете быть друзьями, вырежьте и приклейте на наше дерево.
Звучит песня «Вместе весело шагать».
Литература
1.Народные пословицы и поговорки. В.Бойко.
2.Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. О.Богданова, О.Калинина.
Н.В.Наумченко, учитель І категории СОШ №32
г. Стаханова, Луганской обл.