ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана на 2019 — 2020 учебный год на основе типовой дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Город мастеров», допущено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 481 от 21.07.2017), рассмотрено
Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования
Луганской Народной Республики» (протокол № 3 от 15.06.2017).
Автор программы: Минькова Т.Б., руководитель студии ДПИ «Город мастеров», Государственное учреждение «Луганское учебно-воспитательное объединение «Барвинок»№ 9», рецензенты: Тодорова Е.А., методист Государственного учреждения «Луганское учебно-воспитательное объединение «Барвинок» №9», Кравченко Н.Д., заместитель директора Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодёжи».
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Город
мастеров» заключается в том, что она ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры учащихся, художественных способностей и
склонностей в области декоративно-прикладного искусства. Она
предусматривает возможность творческого самовыражения, творческой
импровизации детей и подростков. А так же актуальность предлагаемой
образовательной программы обусловлена запросом со стороны детей и их
родителей на программы художественно-эстетического развития младших
школьников, материально-технические условия для реализации которого,
имеются на базе объединения. Изучение традиций народной культуры
развивает личностные, психологические качества, эмоционально-ценностные
отношения, формирует художественно-познавательные способности,
активизирует творческую самостоятельность обучающихся. Занятия в студии
помогают обучающимся разумно и интересно проводить свое свободное
время, пробуждают любознательность, прививают любовь к знаниям и
творческому поиску. С раннего возраста дети любят что-то делать своими
руками, именно в этот период необходимо поощрять стремление к
творчеству. В этом возрасте у обучающихся проявляется стремление к
перемене вида деятельности, именно поэтому в данной программе
использованы разные направления рукоделия и декоративно-прикладного
творчества. Программа имеет также экологическую направленность,
поскольку зачастую в работе используются вторичные материалы (старые
печатные издания, пластиковая и стеклянная тара, перегоревшие
электролампочки и т.п.)
Программа разработана на основе собственного многолетнего опыта
работы автора на базе ЛУВО «Барвинок» №9 и рассчитана на обучающихся,
возраст которых не младше 7 лет.
Целью данной программы является формирование компетентностной
личности в процессе декоративно-прикладного творчества на основе
национального и мирового искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи.
Обучающие:
— ознакомить с основами декоративно-прикладного искусства, дать
понятие о материалах и инструментах;
— сформировать умения и навыки работы с различными материалами,
инструментами, приемы изготовления изделий и выполнения
технологических операций.
Развивающие:
— создать условия для самореализации, формирования творческой
личности, ее художественного вкуса, творческого воображения,
фантазии, эмоциональное, духовное и интеллектуальное развитие;
— развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
— развивать положительные качества эмоционально-волевой сферы
(опрятность и усердие в работе, доброжелательное отношение к
людям).
Воспитательные:
— воспитывать уважение к обычаям и традициям разных народностей,
бережное отношение к родному краю, сохранение произведений
народного искусства;
— воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
Отличительной особенностью программы студии «Город мастеров»
является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои
силы в разных (более семи) видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков. Программа рассчитана на 2 года обучения и
предусматривает один уровень реализуемого содержания:
Первый уровень – общекультурный (базовый), включающий в себя два
года обучения, комплектуется из обучающихся не имеющих навыков работы
и не имеющих теоретических знаний. Младший возраст — это благоприятный
период для привития интереса к творческой деятельности, развития
образного мышления, эмоционального восприятия действительности, а также
воспитание патриотизма, трудолюбия, любви к природе и бережного
отношения к ней. В возрасте 7-8 лет закладывается фундамент для развития
личности. На этом этапе обучающиеся осваивают основы художественного
мастерства, аппликации, шитья, народной росписи, работают с природным
материалом.
Второй уровень – углубленный, включающий в себя два года обучения. На данном этапе продолжается становление личности, развитие интересов, умений и навыков обучающихся. Занятия проводятся по предыдущим темам, но они усложняются, добавляется количество часов и новые темы: мягкая игрушка, более сложные виды росписи, вышивка, вязание, папье-маше из ниток, изготовление малёванок, декорирование предметов быта.
Учитывая школьный компонент учебного плана ГБОУ ЛНР ССОШ І-ІІІ ст. №32, на реализацию социального направления внеурочной деятельности в 3-4 классах выделено 0,5 часа в неделю в каждом классе. Итого 17 часов в год в 3 и 4 классах. В связи с этим срок реализации программы целесообразно изменить на 2 года обучения.
Формы организации деятельности с обучающимися: лекции,
беседы, практические занятия. Для стимулирования творческой деятельности в работу студии обязательно включено проведение выставок творческих работ обучающихся и участие в конкурсах городского, республиканского уровня.
Результативность освоения данной программы осуществляется через
использование разнообразных способов проверки и оценивания:
— текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
— текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за
коллективной и индивидуальной работой;
— тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
— итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы; самоконтроль.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- технологические свойства различных материалов;
- виды декоративных работ из различных материалов;
- приемы композиционного решения в декоративной и тематической композиции; выразительные возможности цвета; критерии оценки изделий с позиции художественной эстетики;
- условные обозначения линий на эскизах, чертежах и их назначение;
- обозначения мест нанесения клея;
- названия геометрических тел и фигур;
- приемы выполнения разверток объемных фигур;
- технику выполнения аппликационных работ;
- последовательность изготовления мягкой игрушки;
- основные виды вышивки, вязания крючком, спицами;
- приемы работы в нитяной графике;
- правила безопасной работы со стеклом;
- основные виды народной росписи;
- основные данные об эстетике и дизайне, традиционное народное искусство и виды декоративно-прикладного искусства;
Обучающиеся должны уметь: - читать и выполнять эскизы, рисунки проектируемых изделий;
- выполнять разметку простых разверток изделий с помощью линейки, угольника, циркуля;
- подбирать материалы по их свойствам, а также инструменты и
приспособления в зависимости от обработки материалов и
конструкции изделия; - воплощать в практической работе такие средства организации
композиции: выбор формата, элементов композиции, средства
определения композиционного центра (размером, цветом, тоном,
фактурой и т.д.); - декорировать предметы домашнего обихода;
- владеть навыками народной росписи.
- владеть приемами вырезания, обрывания, надреза, подреза, сгиба, гофрирования, скручивания, нарезания бумаги;
- создавать сувениры из природного материала;
- изготавливать вытынанки, изделия из бумаги и картона по схемам;
- выполнять ручные швы, делать разметку и раскрой ткани;
- изготавливать мягкие игрушки по выкройкам и по собственному
замыслу; - выполнять вышивки в технике «крестик», «мережка».
Календарно — тематический план
4класс , углублённый уровень
№ п/п | Дата проведения по плану | По факту | Тема занятия | теория | практика | Примечания |
1 | 02.09 | Вводное занятие | 1 | |||
2 | Работа с природным материалом |
2 | ||||
2.1 | 16.09 | Основы фитодизайна | 1 | |||
2.2 | 30.09 | Составление объёмных декоративных композиций |
1 | |||
3 | Тестопластика | 2 | ||||
3.1 | 14.10 | Изготовление сюжетных композиций из соленого теста |
1 | |||
3.2 | 04.11 | Создание декоративных панно |
1 | |||
4 | Декорирование изделий из стекла |
2 | ||||
4.1 | 18.11 | Декорирование в технике папье-маше |
1 | |||
4.2 | 02.12 | Изготовление наборов для кухни с помощью комбинированных техник |
1 | |||
5 | Бумагопластика | 2 | ||||
5.1 | 16.12 | Изготовление поздравительных открыток |
1 | |||
5.2 | 20.01 | Объемные бумажные композиции с последующим декорированием |
1 | |||
6 | Папье-маше из ниток | 2 | ||||
6.1 | 10.02 | Техника изготовления плоскостного изделия |
1 | |||
6.2 | 24.02 | Сюжетные композиции из нитяных коконов |
1 | |||
7 | Работа с текстильными материалами |
3 | ||||
7.1 | 02.03 | Вязание спицами | 1 | |||
7.2 | 16.03 | Изготовление несложных вязаных изделий |
1 | |||
7.3 | 30.03 06.04 | Изготовление мягких игрушек | 2 | |||
8 | Народная роспись | 2 | ||||
8.1 | 20.04 | Переходный мазок в петриковской росписи |
1 | |||
8.2 | 04.05 | Роспись изделий по мотивам народной росписи |
1 | |||
9 | 18.05 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание работы
1.Вводное занятие (2ч.)
Теория (2ч.): задачи и план работы студии, техника безопасности при
проведении занятий.
2. Работа с природным материалом (20 часов)
Теория (2ч.): основы составления композиций из природного материала,
приемы изготовления основ для композиций, основные приемы и способы
аранжировки, фитодизайн.
Практика (18 ч.):
— составление объемных мини-букетов из живых и сухих растительных
форм;
— составление новогодних композиций, праздничных венков.
3. Тестопластика (24 часа)
Теория (2ч.): основы композиции, сюжетные композиции в технике
тестопластика.
Практика (22 ч.):
— изготовление элементов сюжетных композиций, выбор фона;
— выполнение и оформление композиций;
— создание декоративных панно.
4. Декорирование изделий из стекла (30 часов)
Теория (4ч.): техника безопасности при работе со стеклом, технология
декорирования стеклянных бутылок, банок, флаконов.
Практика (26 ч.):
— декорирование в технике папье-маше, «пэйп-арт»;
— изготовление наборов для кухни из стеклянных бутылок и банок с
помощью комбинированных техник.
5.Бумагопластика (24 часа)
Теория (4ч.): разнообразие мировых техник в бумагопластике,
венецианская маска, приёмы конструирования и декорирования изделий
из бумаги.
Практика (20 ч.):
— изготовление полуобъёмных композиций на основе образцов ДПМ
народов мира;
— изготовление поздравительных открыток;
— объемные бумажные композиции с последующим декорированием
(рождественские карнавальные маски).
6. Папье-маше из ниток (28 часов)
Теория (4ч.): повторение материала предыдущего года обучения, способы
выполнения объемных и плоских форм.
Практика (24 ч.):
— приобретение навыков создания плоского изделия;
— выполнение композиций на основе плоских и объемных форм
нитяного папье-маше;
— приёмы декорирования работ.
7. Работа с текстильными материалами (54 часа)
Теория (10 ч.): повторение материала прошлого года обучения, основы
вязания спицами, условные обозначения на схемах, правила безопасной
работы со спицами, способы соединения деталей вязаного изделия.
Практика (44 ч.):
— основы вязания спицами: выполнение основных рисунков по
схемам;
— изготовление несложных вязаных изделий;
— изготовление мягких игрушек;
— ковроткачество.
8. Народная роспись (30 часов)
Теория (4ч.): повторение основных элементов петриковской росписи,
основ композиций и цветоведения.
Практика (26 ч.):
— закрепление навыков выполнения элементов петриковской росписи;
— освоение техники «переходный мазок»;
— создание композиций из элементов петриковской росписи;
— роспись деревянной посуды (дощечки, тарелки).
9. Итоговое занятие (4ч.)
Праздник окончания учебного года. Выставка лучших детских работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Разработки бесед на темы:
Техника безопасности при проведении занятий, организация рабочего места.
Работа с природными материалами.
Аппликация как способ создания художественных изделий.
Вытынанки как вид народного декоративно-прикладного искусства.
Особенности работы с текстильными материалами.
Исторические сведения об искусстве вышивки.
История развития художественного вязания.
Народная роспись как вид декоративно-прикладного искусства.
Приемы композиционного решения в декоративной и тематической
композиции.
Выразительные возможности цвета.
Дидактаческий материал:
Набор образцов природного материала (плоского, объёмного).
Набор образцов бумаги и картона.
Набор образцов ниток, пряжи, ткани и меха.
Набор схем для вышивки, вязания крючком и спицами.
Набор выкроек мягких игрушек.
Набор плакатов с образцами народной росписи.
Набор таблиц с образцами нитяного папье-маше, нитяной графики.
Набор шаблонов, чертежей для изготовления поделок из бумаги и картона.
Набор образцов работ из природного материала, солёного теста, бумаги и картона, гипса, вышивок, мягких игрушек, народной росписи, игрушек из лампочек, ваз из стеклянных банок, бутылок.
Мастер-классы по всем видам выполняемых работ (в электронном виде). Фотографии лучших работ студийцев прошлых лет.
Ориентировочный перечень оборудования
Приборы и инструменты |
Количество | Материалы | Количество |
линейка металлическая | 15шт. | бумага для рисования А4 |
15наб. |
линейка | 15шт. | бумага оберточная | 15наб. |
масштабная | 15шт. | бумага цветная | 15наб. |
угольник | 15шт. | бумага офисная цветная |
15наб. |
ножницы | 15шт. | картон цветной | 15наб. |
канцелярский нож | 15шт. | краски акварельные | 15наб. |
циркуль ученический | 15шт. | гуашь | 15наб. |
транспортир | 15шт. | клей ПВА | 15б. |
кисточка | 15шт. | карандаши графические | 15наб. |
щетка для клея | 15шт. | карандаши цветные | 15наб. |
резинка карандашная | 15шт. | нитки, пряжа | 15наб. |
шило | 15наб. | канва | 15наб. |
пинцет | 15шт. | мех | 15наб. |
булавки | 15шт. | драп | 5кг. |
игла | 15пар | гипс | 5кг. |
крючок | 15 шт | мука | 5кг. |
спицы | 15пар | соль | 15наб. |
природный материал |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в декоративной
аппликации. М.: Просвещение. 1986 г. – 207 с. - Вербицкая Т. Народные ремёсла
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение,
1982. – 144 с. - Джун Джексон. Поделки из бумаги.М.: «Росмэн», 1996
- Лыкова И.А. Лепка из пластилина: М.: Карапуз-Дидактика, 2008. 16 с
- Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Академия
Развития, 1997 г., 192 с. - Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве». 2-е изд., доп. — М.: 1988 — 176 с. - Рабочая тетрадь. Петриковская роспись.
- Рабочая тетрадь. Опошнянская роспись.
10.Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев: Радянська школа, 1988. — 78 с.
11.Сорокина Л.М. Учись вышивать. Альбом.—Киев: Радянська
школа,1986.— 79 с.
12.Твердохлеб Е. Мягкая игрушка своими руками. Харьков: Книжный
клуб «Клуб семейного досуга», 2005.
13.Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком. М.: Детская литература, 1987. — 96с.
14.Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. Пособие для учителя. Воронеж,
1998.