РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности «Город мастеров»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана на 2019 — 2020  учебный год на основе типовой дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Город мастеров», допущено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 481 от 21.07.2017), рассмотрено
Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования
Луганской Народной Республики» (протокол № 3 от 15.06.2017).
Автор программы: Минькова Т.Б., руководитель студии ДПИ «Город мастеров», Государственное учреждение «Луганское учебно-воспитательное объединение «Барвинок»№ 9», рецензенты: Тодорова Е.А., методист Государственного учреждения «Луганское учебно-воспитательное объединение «Барвинок» №9», Кравченко Н.Д., заместитель директора Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодёжи».

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Город
мастеров» заключается в том, что она ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры учащихся, художественных способностей и
склонностей в области декоративно-прикладного искусства. Она
предусматривает возможность творческого самовыражения, творческой
импровизации детей и подростков. А так же актуальность предлагаемой
образовательной программы обусловлена запросом со стороны детей и их
родителей на программы художественно-эстетического развития младших
школьников, материально-технические условия для реализации которого,
имеются на базе объединения. Изучение традиций народной культуры
развивает личностные, психологические качества, эмоционально-ценностные
отношения, формирует художественно-познавательные способности,
активизирует творческую самостоятельность обучающихся. Занятия в студии
помогают обучающимся разумно и интересно проводить свое свободное
время, пробуждают любознательность, прививают любовь к знаниям и
творческому поиску. С раннего возраста дети любят что-то делать своими
руками, именно в этот период необходимо поощрять стремление к
творчеству. В этом возрасте у обучающихся проявляется стремление к
перемене вида деятельности, именно поэтому в данной программе
использованы разные направления рукоделия и декоративно-прикладного
творчества. Программа имеет также экологическую направленность,
поскольку зачастую в работе используются вторичные материалы (старые
печатные издания, пластиковая и стеклянная тара, перегоревшие
электролампочки и т.п.)

Программа разработана на основе собственного многолетнего опыта
работы автора на базе ЛУВО «Барвинок» №9 и рассчитана на обучающихся,
возраст которых не младше 7 лет.

Целью данной программы является формирование компетентностной
личности в процессе декоративно-прикладного творчества на основе
национального и мирового искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи.
Обучающие:

— ознакомить с основами декоративно-прикладного искусства, дать
понятие о материалах и инструментах;

— сформировать умения и навыки работы с различными материалами,
инструментами, приемы изготовления изделий и выполнения
технологических операций.

Развивающие:

— создать условия для самореализации, формирования творческой
личности, ее художественного вкуса, творческого воображения,
фантазии, эмоциональное, духовное и интеллектуальное развитие;

— развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;

— развивать положительные качества эмоционально-волевой сферы
(опрятность и усердие в работе, доброжелательное отношение к
людям).

Воспитательные:

— воспитывать уважение к обычаям и традициям разных народностей,
бережное отношение к родному краю, сохранение произведений
народного искусства;

— воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.

Отличительной особенностью программы студии «Город мастеров»
является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои
силы в разных (более семи) видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков.  Программа рассчитана на 2 года обучения и
предусматривает один уровень реализуемого содержания:
Первый уровень – общекультурный (базовый), включающий в себя два
года обучения, комплектуется из обучающихся не имеющих навыков работы
и не имеющих теоретических знаний. Младший возраст — это благоприятный
период для привития интереса к творческой деятельности, развития
образного мышления, эмоционального восприятия действительности, а также
воспитание патриотизма, трудолюбия, любви к природе и бережного
отношения к ней. В возрасте 7-8 лет закладывается фундамент для развития
личности. На этом этапе обучающиеся осваивают основы художественного
мастерства, аппликации, шитья, народной росписи, работают с природным
материалом.

Второй уровень – углубленный, включающий в себя два года обучения. На данном этапе продолжается становление личности, развитие интересов, умений и навыков обучающихся. Занятия проводятся по предыдущим темам, но они усложняются, добавляется количество часов и новые темы: мягкая игрушка, более сложные виды росписи, вышивка, вязание, папье-маше из ниток, изготовление малёванок, декорирование предметов быта.

Учитывая школьный компонент учебного плана ГБОУ ЛНР ССОШ І-ІІІ ст. №32, на реализацию социального  направления внеурочной деятельности в 3-4 классах выделено 0,5 часа в неделю в каждом классе. Итого 17 часов в год в 3 и 4 классах. В связи с этим срок реализации программы целесообразно изменить на 2 года обучения.

Формы организации деятельности с обучающимися: лекции,
беседы, практические занятия. Для стимулирования творческой деятельности в работу студии обязательно включено проведение выставок творческих работ обучающихся и участие в конкурсах городского, республиканского уровня.

Результативность освоения данной программы осуществляется через
использование разнообразных способов проверки и оценивания:

— текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);

— текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за
коллективной и индивидуальной работой;

— тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

— итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы; самоконтроль.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся должны знать:

  • правила безопасного пользования инструментами;
  • технологические свойства различных материалов;
  • виды декоративных работ из различных материалов;
  • приемы композиционного решения в декоративной и тематической композиции; выразительные возможности цвета; критерии оценки изделий с позиции художественной эстетики;
  • условные обозначения линий на эскизах, чертежах и их назначение;
  • обозначения мест нанесения клея;
  • названия геометрических тел и фигур;
  • приемы выполнения разверток объемных фигур;
  • технику выполнения аппликационных работ;
  • последовательность изготовления мягкой игрушки;
  • основные виды вышивки, вязания крючком, спицами;
  • приемы работы в нитяной графике;
  • правила безопасной работы со стеклом;
  • основные виды народной росписи;
  • основные данные об эстетике и дизайне, традиционное народное искусство и виды декоративно-прикладного искусства;
    Обучающиеся должны уметь:
  • читать и выполнять эскизы, рисунки проектируемых изделий;
  • выполнять разметку простых разверток изделий с помощью линейки, угольника, циркуля;
  • подбирать материалы по их свойствам, а также инструменты и
    приспособления в зависимости от обработки материалов и
    конструкции изделия;
  • воплощать в практической работе такие средства организации
    композиции: выбор формата, элементов композиции, средства
    определения композиционного центра (размером, цветом, тоном,
    фактурой и т.д.);
  • декорировать предметы домашнего обихода;
  • владеть навыками народной росписи.
  • владеть приемами вырезания, обрывания, надреза, подреза, сгиба, гофрирования, скручивания, нарезания бумаги;
  • создавать сувениры из природного материала;
  • изготавливать вытынанки, изделия из бумаги и картона по схемам;
  • выполнять ручные швы, делать разметку и раскрой ткани;
  • изготавливать мягкие игрушки по выкройкам и по собственному
    замыслу;
  • выполнять вышивки в технике «крестик», «мережка».

Календарно — тематический план
4класс ,  углублённый уровень

№ п/п Дата проведения по плану По факту Тема  занятия теория практика Примечания
1 02.09 Вводное занятие 1
2 Работа с природным
материалом
2
2.1 16.09 Основы фитодизайна 1
2.2 30.09 Составление объёмных
декоративных композиций
1
3 Тестопластика 2
3.1 14.10 Изготовление сюжетных
композиций из соленого
теста
1
3.2 04.11 Создание декоративных
панно
1
4 Декорирование изделий
из стекла
2
4.1 18.11 Декорирование в технике
папье-маше
1
4.2 02.12 Изготовление наборов для
кухни с помощью
комбинированных техник
1
5 Бумагопластика 2
5.1 16.12 Изготовление
поздравительных открыток
1
5.2 20.01 Объемные бумажные
композиции с последующим
декорированием
1
6 Папье-маше из ниток 2
6.1 10.02 Техника изготовления
плоскостного изделия
1
6.2 24.02 Сюжетные композиции из
нитяных коконов
1
7 Работа с текстильными
материалами
3
7.1 02.03 Вязание спицами 1
7.2 16.03 Изготовление несложных
вязаных изделий
1
7.3 30.03 06.04 Изготовление мягких игрушек 2
8 Народная роспись 2
8.1 20.04 Переходный мазок в
петриковской росписи
1
8.2 04.05 Роспись изделий по
мотивам народной росписи
1
9 18.05 Итоговое занятие 1

Содержание работы
1.Вводное занятие (2ч.)
Теория (2ч.):
задачи и план работы студии, техника безопасности при
проведении занятий.
2. Работа с природным материалом (20 часов)
Теория (2ч.):
основы составления композиций из природного материала,
приемы изготовления основ для композиций, основные приемы и способы
аранжировки, фитодизайн.
Практика (18 ч.):
составление объемных мини-букетов из живых и сухих растительных
форм;
составление новогодних композиций, праздничных венков.
3. Тестопластика (24 часа)
Теория (2ч.):
основы композиции, сюжетные композиции в технике
тестопластика.
Практика (22 ч.):
— изготовление элементов сюжетных композиций, выбор фона;
— выполнение и оформление композиций;
— создание декоративных панно.
4. Декорирование изделий из стекла (30 часов)
Теория (4ч.):
техника безопасности при работе со стеклом, технология
декорирования стеклянных бутылок, банок, флаконов.
Практика (26 ч.):
— декорирование в технике папье-маше, «пэйп-арт»;
— изготовление наборов для кухни из стеклянных бутылок и банок с
помощью комбинированных техник.
5.Бумагопластика (24 часа)
Теория (4ч.): разнообразие мировых техник в бумагопластике,
венецианская маска, приёмы конструирования и декорирования изделий
из бумаги.
Практика (20 ч.):
— изготовление полуобъёмных композиций на основе образцов ДПМ
народов мира;
— изготовление поздравительных открыток;
— объемные бумажные композиции с последующим декорированием
(рождественские карнавальные маски).
6. Папье-маше из ниток (28 часов)
Теория (4ч.):
повторение материала предыдущего года обучения, способы
выполнения объемных и плоских форм.
Практика (24 ч.):
— приобретение навыков создания плоского изделия;
— выполнение композиций на основе плоских и объемных форм
нитяного папье-маше;
— приёмы декорирования работ.
7. Работа с текстильными материалами (54 часа)
Теория (10 ч.):
повторение материала прошлого года обучения, основы
вязания спицами, условные обозначения на схемах, правила безопасной
работы со спицами, способы соединения деталей вязаного изделия.
Практика (44 ч.):
— основы вязания спицами: выполнение основных рисунков по
схемам;
— изготовление несложных вязаных изделий;
— изготовление мягких игрушек;
— ковроткачество.
8. Народная роспись (30 часов)
Теория (4ч.):
повторение основных элементов петриковской росписи,
основ композиций и цветоведения.
Практика (26 ч.):
закрепление навыков выполнения элементов петриковской росписи;
освоение техники «переходный мазок»;
— создание композиций из элементов петриковской росписи;
— роспись деревянной посуды (дощечки, тарелки).
9. Итоговое занятие (4ч.)
Праздник окончания учебного года. Выставка лучших детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Разработки бесед на темы:

Техника безопасности при проведении занятий, организация рабочего места.

Работа с природными материалами.

Аппликация как способ создания художественных изделий.

Вытынанки как вид народного декоративно-прикладного искусства.

Особенности работы с текстильными материалами.

Исторические сведения об искусстве вышивки.

История развития художественного вязания.

Народная роспись как вид декоративно-прикладного искусства.

Приемы композиционного решения в декоративной и тематической
композиции.

Выразительные возможности цвета.

Дидактаческий материал:

Набор образцов природного материала (плоского, объёмного).

Набор образцов бумаги и картона.

Набор образцов ниток, пряжи, ткани и меха.

Набор схем для вышивки, вязания крючком и спицами.

Набор выкроек мягких игрушек.

Набор плакатов с образцами народной росписи.

Набор таблиц с образцами нитяного папье-маше, нитяной графики.

Набор шаблонов, чертежей для изготовления поделок из бумаги и картона.

Набор образцов работ из природного материала, солёного теста, бумаги и картона, гипса, вышивок, мягких игрушек, народной росписи, игрушек из лампочек, ваз из стеклянных банок, бутылок.

Мастер-классы по всем видам выполняемых работ (в электронном виде). Фотографии лучших работ студийцев прошлых лет.

Ориентировочный перечень оборудования

Приборы и
инструменты
Количество Материалы Количество
линейка металлическая 15шт. бумага для рисования
А4
15наб.
линейка 15шт. бумага оберточная 15наб.
масштабная 15шт. бумага цветная 15наб.
угольник 15шт. бумага офисная
цветная
15наб.
ножницы 15шт. картон цветной 15наб.
канцелярский нож 15шт. краски акварельные 15наб.
циркуль ученический 15шт. гуашь 15наб.
транспортир 15шт. клей ПВА 15б.
кисточка 15шт. карандаши графические 15наб.
щетка для клея 15шт. карандаши цветные 15наб.
резинка карандашная 15шт. нитки, пряжа 15наб.
шило 15наб. канва 15наб.
пинцет 15шт. мех 15наб.
булавки 15шт. драп 5кг.
игла 15пар гипс 5кг.
крючок 15 шт мука 5кг.
спицы 15пар соль 15наб.
природный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в декоративной
    аппликации. М.: Просвещение. 1986 г. – 207 с.
  2. Вербицкая Т. Народные ремёсла
  3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение,
    1982. – 144 с.
  4. Джун Джексон. Поделки из бумаги.М.: «Росмэн», 1996
  5. Лыкова И.А. Лепка из пластилина: М.: Карапуз-Дидактика, 2008. 16 с
  6. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Академия
    Развития, 1997 г., 192 с.
  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
    изобразительном искусстве». 2-е изд., доп. — М.: 1988 — 176 с.
  8. Рабочая тетрадь. Петриковская роспись.
  9. Рабочая тетрадь. Опошнянская роспись.

10.Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. Киев: Радянська школа, 1988. — 78 с.

11.Сорокина Л.М. Учись вышивать. Альбом.—Киев: Радянська
школа,1986.— 79 с.

12.Твердохлеб Е. Мягкая игрушка своими руками. Харьков: Книжный
клуб «Клуб семейного досуга», 2005.

13.Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком. М.: Детская литература, 1987. — 96с.

14.Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. Пособие для учителя. Воронеж,
1998.