РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сохраним здоровье»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Сохраним здоровье»  на 2019 — 2020 учебный год разработана на основе типовой дополнительной  общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики Сохраним здоровье, которая утверждена Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №13 от 18.01.2017), рассмотрена Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» (протокол №1 от 11.01.2017). Составители: Цыкина Е.Г. — методист Государственного учреждения «Луганское учебно-воспитательное объединение «Академия детства».; Зиновьев С.Н., директор Государственного учреждения «Луганское учебно-воспитательное объединение «Академия детства».

Двигательная активность и физическая нагрузка закладывают
фундамент для будущего активного и здорового образа жизни человека.
Подвижные игры, комплексы упражнений для утренней гимнастики, общая
физическая подготовка — это профилактика многих заболеваний.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы
«Сохраним здоровье» заключается в том, что она предусматривает
всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья обучающихся в
системе дополнительного образования; обеспечение потребностей
обучающихся в профессиональном самоопределении, с учетом
индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; формирование
стойкой мотивации к сохранению здоровья.

Программа разработана для реализации в творческих объединениях по
интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и
рассчитана на обучающихся, возраст которых не младше 6 лет.
Реализация данной программы предусматривает использование
технологии сетевого взаимодействия, спортивно-игровых, информационно-коммуникативных технологий, технологии проведения спортивных мероприятий, методики активного обучения, которые позволяют успешно реализовать механизм обучения и воспитания подрастающего поколения, сформировать некоторые профессиональные навыки.
Целью дополнительной общеразвивающей программы «Сохраним
здоровье» является развитие основных физических качеств и способностей
обучающихся, укрепление здоровья, расширение функциональных
возможностей организма, формирование стойкой мотивации к сохранению
своего здоровья.

Задачи  программы.

Обучающие:

  • ознакомить с правилами здорового образа жизни;
    обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в
    ходьбе, беге, прыжках и др.;
  • сформировать самомотивацию на здоровый образ жизни через
    осознание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих и на личном примере педагогов;

Развивающие: развивать физическое состояние обучающихся с помощью оздоровительных упражнений и системы закалки воздухом.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся уверенность в своих силах, доброжелательность, умение работать в команде; формировать смелость, настойчивость, организованность, дисциплину, волю к победе.

Учебный материал программы распределен в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических умений и навыков.

Программа «Сохраним здоровье» рассчитана на 1 год обучения
общекультурного (базового) уровня реализуемого содержания.

Занятия с детьми проводятся на свежем воздухе, в случае плохой
погоды переносятся в помещение. Занятия требуют минимум спортивного
снаряжения. В объединение принимаются обучающиеся, не имеющие
медицинских противопоказаний.

Каждое занятие обязательно включает в себя:

— Комплекс упражнений утренней гимнастики;

— Общую физическую подготовку;

— Знакомство с правилами здорового образа жизни;

— Подвижные игры.

Для проведения занятий необходимый спортивный инвентарь (обручи,
скакалки, мячи, гимнастические палки, кегли, канаты), атрибуты для
проведения конкурсов и соревнований, музыкальный центр.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на детей 7-10 лет.  Количество учащихся составляет 15-20 человек. 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся должны знать и понимать:

— Правила закаливания;

— Правила загорания;

— Составляющие режима дня;

— Правила культурного поведения;

— Правила, организации и проведения подвижных игр;

Обучающиеся должны знать и применять:

— Правила по технике безопасности на занятиях;

— Комплекс упражнений утренней гимнастики под музыку;

— Комплекс упражнений на координацию, ловкость, гибкость, силу и
выносливость;

— Планировать свои действия;

— Составлять режим дня, в котором важное место занимает
двигательная активность;

— Контролировать собственный рацион питания;

— Организовывать и проводить подвижные игры

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1класс (33 часа)

ТЕМА Количество  часов
Всего Теория Практика
1 Введение 1 1
2 Комплекс упражнений утренней гимнастики 1 1
3 Общая физическая подготовка 2 2
4 Индивидуальный режим дня 6 4 2
5 Социальное здоровье 3 3
6 Подвижные игры 19 1 18
7  Итог 1 1
Всего 33 6 27

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                  

  1. Введение (1 час)

Теоретические занятия: знакомство с обучающимися. Техника
безопасности на занятиях. Солнце, воздух, вода — наши друзья. Как
правильно закаляться и загорать.

  1. Комплекс упражнений утренней гимнастики (1 час)

Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
под музыку.

  1. Общая физическая подготовка (2 часа)

Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость.

  1. Индивидуальный режим дня (6 часов)

Теоретические занятия: сон — залог здоровья. Прогулки на свежем
воздухе. Культура еды. Чередование труда и отдыха. Двигательная
активность в течение дня. Значение воды для организма человека.

Практические занятия: составление индивидуального режима дня.
«Целебные травы от бессонницы» — наполнение подушки для сна. Игра
«Познакомимся с продуктами питания». Питьевой режим. Движение – это
жизнь. Обязательные ежедневные физические упражнения. Опыты с
водопроводной и родниковой водой. Личная гигиена.

  1. Социальное здоровье (3 часа)

Теоретические занятия: влияние поведения человека на
окружающих. Слова и поступки. Правила культурного поведения в
коллективе. Подари улыбку другу.

Практические занятия: определить черты характера, которые влияют
на здоровье. Назвать приятные и добрые слова. Найти необходимые слова
для тех, кто заболел или ранен. Комплекс упражнений на снятие стрессов,
негативных эмоций, поднятие настроения

  1. Подвижные игры (19 часов)

Теоретические занятия: правила подвижных игр, развивают
пластику, гибкость, легкость тела снимают мышечные зажимы, дарят
ребенку чувство свободы и радости, способствуют игровой инициативе,
стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.

Практические занятия: подвижные игры, соревнования, веселые
старты и т.д.

  1. Итог (1час)

Практические занятия: подведение итогов работы за год. Поощрение
лучших обучающихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    2-4 классы (34 часа)

 

ТЕМА Количество  часов
Всего Теория Практика
1 Введение 1 1  
2 Комплекс упражнений утренней гимнастики 1   1
3 Общая физическая подготовка 2   2
4 Индивидуальный режим дня 6 4 2
5 Социальное здоровье 3   3
6 Подвижные игры 20 1 19
7 Итог 1   1
  Всего 34 6 28

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     2 – 4 классы

  1. Введение (1 час)

Теоретические занятия: знакомство с обучающимися. Техника
безопасности на занятиях. Солнце, воздух, вода — наши друзья. Как
правильно закаляться и загорать.

  1. Комплекс упражнений утренней гимнастики (1 час)

Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
под музыку.

  1. Общая физическая подготовка (2 часа)

Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость.

  1. Индивидуальный режим дня (6 часов)

Теоретические занятия: сон — залог здоровья. Прогулки на свежем
воздухе. Культура еды. Чередование труда и отдыха. Двигательная
активность в течение дня. Значение воды для организма человека.

Практические занятия: составление индивидуального режима дня.
«Целебные травы от бессонницы» — наполнение подушки для сна. Игра
«Познакомимся с продуктами питания». Питьевой режим. Движение – это
жизнь. Обязательные ежедневные физические упражнения. Опыты с
водопроводной и родниковой водой. Личная гигиена.

  1. Социальное здоровье (3 часа)

Теоретические занятия: влияние поведения человека на
окружающих. Слова и поступки. Правила культурного поведения в
коллективе. Подари улыбку другу.

Практические занятия: определить черты характера, которые влияют
на здоровье. Назвать приятные и добрые слова. Найти необходимые слова
для тех, кто заболел или ранен. Комплекс упражнений на снятие стрессов,
негативных эмоций, поднятие настроения

  1. Подвижные игры (20 часов)

Теоретические занятия: правила подвижных игр, развивают
пластику, гибкость, легкость тела снимают мышечные зажимы, дарят
ребенку чувство свободы и радости, способствуют игровой инициативе,
стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.

Практические занятия: подвижные игры, соревнования, веселые
старты и т.д.

  1. Итог (1час)

Практические занятия: подведение итогов работы за год. Поощрение
лучших обучающихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Для осуществления образовательного процесса по программе «Сохраним  здоровье» необходимы следующие  принадлежности:

спортивный инвентарь;

подборка видеофрагментов;

подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«СОХРАНИМ ЗДОРОВЬЕ»

3-4 класс

№ п/п Дата проведения по плану По факту Тема  занятия Теоретическое занятие Практическое занятие Примечания
1. 03.09 Введение .Техника безопасности на занятиях. Солнце, воздух, вода — наши друзья. Как правильно закаляться и загорать. 1
2. 10.09 Изучение и усвоение комплекса упражнений под музыку. 1
3. 17.09 Изучение и усвоение комплекса упражнений на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость. 1
4. 24.09 Изучение и усвоение комплекса упражнений на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость. 1
5. 01.10 Сон — залог здоровья.

«Целебные травы от бессонницы» — наполнение подушки для сна.

1  

 

 

 

6. 08.10 Культура еды. Игра
«Познакомимся с продуктами питания».
1
7. 15.10 Чередование труда и отдыха. Двигательная активность в течение дня. 1
8. 22.10 Движение – это жизнь. Обязательные ежедневные физические упражнения. 1
9. 05.11 Значение воды для организма человека. Опыты с водопроводной и родниковой водой. 1
10. 12.11 Личная гигиена. 1
11. 19.11 Влияние поведения человека на
окружающих. Слова и поступки.
1
12. 26.11 Правила культурного поведения в
коллективе. Подари улыбку другу.
1
13. 03.12 Комплекс упражнений на снятие стрессов, негативных эмоций, поднятие настроения. 1
14. 10.12 Подвижные игры. Правила.

Игры на ориентирование в пространстве  «Встречный бой», «Вытолкни за круг».   «Два мороза»

 

 

 

1
15. 17.12 Подвижные игры

Игры на ориентирование в пространстве. «Кто дальше», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот»,

1
16. 24.12 Подвижные игры.    Игры  со скакалками: «Найди жгут», «Скакалочка», 1
17. 14.01 Подвижные игры

«Салки  — выручалки».

1
18. 21.01 Подвижные игры

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Охотники и утки», «Сильный бросок».

1
19. 28.01 Веселые старты 1
20. 04.02 Подвижные игры «Мячик кверху», «Свечки» 1
21. 11.02 Веселые старты 1
22. 18.02 Подвижные игры. Правила.

«Прыжки по кочкам», « Кто быстрее встанет в круг»

1
23. 25.02 Подвижные игры »,«Прыгающие воробушки», «Удочка». 1
24. 03.03 Веселые старты 1
25. 10.03 Подвижные игры. « Салки с прыжками», «К своим флажкам» 1
26. 17.03 Веселые старты 1
27. 31.03 Подвижные игры.  Бег сороконожек», «12 палочек», 1
28. 07.04 Веселые старты 1
29. 14.04 Подвижные игры. Эстафеты с мячами. 1
30. 21.04 Подвижные игры. Эстафеты со скакалками и обручами. 1
31. 28.04 Подвижные игры.  Пионербол. 1
32. 05.05 Подвижные игры.  Пионербол. 1
33. 12.05 Подвижные игры. Футбол. 1
34. 19.05 Итоговое занятие 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, — В.Матысон. – М.:Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
  2. Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. — М.: Просвещение, 2007 г. – 128с.
  3. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. — 176с.
  4. Подвижные игры учащихся. М.: Учпедгиз, 2007. – 106с.
  5. Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. – Баласс, 2012 г. – 124с.
  6. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.