ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Сохраним здоровье» на 2019 — 2020 учебный год разработана на основе типовой дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики Сохраним здоровье, которая утверждена Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №13 от 18.01.2017), рассмотрена Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» (протокол №1 от 11.01.2017). Составители: Цыкина Е.Г. — методист Государственного учреждения «Луганское учебно-воспитательное объединение «Академия детства».; Зиновьев С.Н., директор Государственного учреждения «Луганское учебно-воспитательное объединение «Академия детства».
Двигательная активность и физическая нагрузка закладывают
фундамент для будущего активного и здорового образа жизни человека.
Подвижные игры, комплексы упражнений для утренней гимнастики, общая
физическая подготовка — это профилактика многих заболеваний.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы
«Сохраним здоровье» заключается в том, что она предусматривает
всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья обучающихся в
системе дополнительного образования; обеспечение потребностей
обучающихся в профессиональном самоопределении, с учетом
индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; формирование
стойкой мотивации к сохранению здоровья.
Программа разработана для реализации в творческих объединениях по
интересам образовательных учреждений Луганской Народной Республики и
рассчитана на обучающихся, возраст которых не младше 6 лет.
Реализация данной программы предусматривает использование
технологии сетевого взаимодействия, спортивно-игровых, информационно-коммуникативных технологий, технологии проведения спортивных мероприятий, методики активного обучения, которые позволяют успешно реализовать механизм обучения и воспитания подрастающего поколения, сформировать некоторые профессиональные навыки.
Целью дополнительной общеразвивающей программы «Сохраним
здоровье» является развитие основных физических качеств и способностей
обучающихся, укрепление здоровья, расширение функциональных
возможностей организма, формирование стойкой мотивации к сохранению
своего здоровья.
Задачи программы.
Обучающие:
- ознакомить с правилами здорового образа жизни;
обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в
ходьбе, беге, прыжках и др.; - сформировать самомотивацию на здоровый образ жизни через
осознание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих и на личном примере педагогов;
Развивающие: развивать физическое состояние обучающихся с помощью оздоровительных упражнений и системы закалки воздухом.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся уверенность в своих силах, доброжелательность, умение работать в команде; формировать смелость, настойчивость, организованность, дисциплину, волю к победе.
Учебный материал программы распределен в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических умений и навыков.
Программа «Сохраним здоровье» рассчитана на 1 год обучения
общекультурного (базового) уровня реализуемого содержания.
Занятия с детьми проводятся на свежем воздухе, в случае плохой
погоды переносятся в помещение. Занятия требуют минимум спортивного
снаряжения. В объединение принимаются обучающиеся, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Каждое занятие обязательно включает в себя:
— Комплекс упражнений утренней гимнастики;
— Общую физическую подготовку;
— Знакомство с правилами здорового образа жизни;
— Подвижные игры.
Для проведения занятий необходимый спортивный инвентарь (обручи,
скакалки, мячи, гимнастические палки, кегли, канаты), атрибуты для
проведения конкурсов и соревнований, музыкальный центр.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны знать и понимать:
— Правила закаливания;
— Правила загорания;
— Составляющие режима дня;
— Правила культурного поведения;
— Правила, организации и проведения подвижных игр;
Обучающиеся должны знать и применять:
— Правила по технике безопасности на занятиях;
— Комплекс упражнений утренней гимнастики под музыку;
— Комплекс упражнений на координацию, ловкость, гибкость, силу и
выносливость;
— Планировать свои действия;
— Составлять режим дня, в котором важное место занимает
двигательная активность;
— Контролировать собственный рацион питания;
— Организовывать и проводить подвижные игры
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1класс (33 часа)
№ | ТЕМА | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 1 | — |
2 | Комплекс упражнений утренней гимнастики | 1 | — | 1 |
3 | Общая физическая подготовка | 2 | — | 2 |
4 | Индивидуальный режим дня | 6 | 4 | 2 |
5 | Социальное здоровье | 3 | — | 3 |
6 | Подвижные игры | 19 | 1 | 18 |
7 | Итог | 1 | — | 1 |
Всего | 33 | 6 | 27 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение (1 час)
Теоретические занятия: знакомство с обучающимися. Техника
безопасности на занятиях. Солнце, воздух, вода — наши друзья. Как
правильно закаляться и загорать.
- Комплекс упражнений утренней гимнастики (1 час)
Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
под музыку.
- Общая физическая подготовка (2 часа)
Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость.
- Индивидуальный режим дня (6 часов)
Теоретические занятия: сон — залог здоровья. Прогулки на свежем
воздухе. Культура еды. Чередование труда и отдыха. Двигательная
активность в течение дня. Значение воды для организма человека.
Практические занятия: составление индивидуального режима дня.
«Целебные травы от бессонницы» — наполнение подушки для сна. Игра
«Познакомимся с продуктами питания». Питьевой режим. Движение – это
жизнь. Обязательные ежедневные физические упражнения. Опыты с
водопроводной и родниковой водой. Личная гигиена.
- Социальное здоровье (3 часа)
Теоретические занятия: влияние поведения человека на
окружающих. Слова и поступки. Правила культурного поведения в
коллективе. Подари улыбку другу.
Практические занятия: определить черты характера, которые влияют
на здоровье. Назвать приятные и добрые слова. Найти необходимые слова
для тех, кто заболел или ранен. Комплекс упражнений на снятие стрессов,
негативных эмоций, поднятие настроения
- Подвижные игры (19 часов)
Теоретические занятия: правила подвижных игр, развивают
пластику, гибкость, легкость тела снимают мышечные зажимы, дарят
ребенку чувство свободы и радости, способствуют игровой инициативе,
стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.
Практические занятия: подвижные игры, соревнования, веселые
старты и т.д.
- Итог (1час)
Практические занятия: подведение итогов работы за год. Поощрение
лучших обучающихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-4 классы (34 часа)
№ | ТЕМА | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Комплекс упражнений утренней гимнастики | 1 | 1 | |
3 | Общая физическая подготовка | 2 | 2 | |
4 | Индивидуальный режим дня | 6 | 4 | 2 |
5 | Социальное здоровье | 3 | 3 | |
6 | Подвижные игры | 20 | 1 | 19 |
7 | Итог | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 6 | 28 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 – 4 классы
- Введение (1 час)
Теоретические занятия: знакомство с обучающимися. Техника
безопасности на занятиях. Солнце, воздух, вода — наши друзья. Как
правильно закаляться и загорать.
- Комплекс упражнений утренней гимнастики (1 час)
Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
под музыку.
- Общая физическая подготовка (2 часа)
Практические занятия: изучение и усвоение комплекса упражнений
на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость.
- Индивидуальный режим дня (6 часов)
Теоретические занятия: сон — залог здоровья. Прогулки на свежем
воздухе. Культура еды. Чередование труда и отдыха. Двигательная
активность в течение дня. Значение воды для организма человека.
Практические занятия: составление индивидуального режима дня.
«Целебные травы от бессонницы» — наполнение подушки для сна. Игра
«Познакомимся с продуктами питания». Питьевой режим. Движение – это
жизнь. Обязательные ежедневные физические упражнения. Опыты с
водопроводной и родниковой водой. Личная гигиена.
- Социальное здоровье (3 часа)
Теоретические занятия: влияние поведения человека на
окружающих. Слова и поступки. Правила культурного поведения в
коллективе. Подари улыбку другу.
Практические занятия: определить черты характера, которые влияют
на здоровье. Назвать приятные и добрые слова. Найти необходимые слова
для тех, кто заболел или ранен. Комплекс упражнений на снятие стрессов,
негативных эмоций, поднятие настроения
- Подвижные игры (20 часов)
Теоретические занятия: правила подвижных игр, развивают
пластику, гибкость, легкость тела снимают мышечные зажимы, дарят
ребенку чувство свободы и радости, способствуют игровой инициативе,
стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение.
Практические занятия: подвижные игры, соревнования, веселые
старты и т.д.
- Итог (1час)
Практические занятия: подведение итогов работы за год. Поощрение
лучших обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для осуществления образовательного процесса по программе «Сохраним здоровье» необходимы следующие принадлежности:
спортивный инвентарь;
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«СОХРАНИМ ЗДОРОВЬЕ»
3-4 класс
№ п/п | Дата проведения по плану | По факту | Тема занятия | Теоретическое занятие | Практическое занятие | Примечания |
1. | 03.09 | Введение .Техника безопасности на занятиях. Солнце, воздух, вода — наши друзья. Как правильно закаляться и загорать. | 1 | |||
2. | 10.09 | Изучение и усвоение комплекса упражнений под музыку. | 1 | |||
3. | 17.09 | Изучение и усвоение комплекса упражнений на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость. | 1 | |||
4. | 24.09 | Изучение и усвоение комплекса упражнений на координацию, ловкость, гибкость, силу и выносливость. | 1 | |||
5. | 01.10 | Сон — залог здоровья.
«Целебные травы от бессонницы» — наполнение подушки для сна. |
1 |
|
||
6. | 08.10 | Культура еды. Игра «Познакомимся с продуктами питания». |
1 | |||
7. | 15.10 | Чередование труда и отдыха. Двигательная активность в течение дня. | 1 | |||
8. | 22.10 | Движение – это жизнь. Обязательные ежедневные физические упражнения. | 1 | |||
9. | 05.11 | Значение воды для организма человека. Опыты с водопроводной и родниковой водой. | 1 | |||
10. | 12.11 | Личная гигиена. | 1 | |||
11. | 19.11 | Влияние поведения человека на окружающих. Слова и поступки. |
1 | |||
12. | 26.11 | Правила культурного поведения в коллективе. Подари улыбку другу. |
1 | |||
13. | 03.12 | Комплекс упражнений на снятие стрессов, негативных эмоций, поднятие настроения. | 1 | |||
14. | 10.12 | Подвижные игры. Правила.
Игры на ориентирование в пространстве «Встречный бой», «Вытолкни за круг». «Два мороза» |
|
1 | ||
15. | 17.12 | Подвижные игры
Игры на ориентирование в пространстве. «Кто дальше», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», |
1 | |||
16. | 24.12 | Подвижные игры. Игры со скакалками: «Найди жгут», «Скакалочка», | 1 | |||
17. | 14.01 | Подвижные игры
«Салки — выручалки». |
1 | |||
18. | 21.01 | Подвижные игры
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Охотники и утки», «Сильный бросок». |
1 | |||
19. | 28.01 | Веселые старты | 1 | |||
20. | 04.02 | Подвижные игры «Мячик кверху», «Свечки» | 1 | |||
21. | 11.02 | Веселые старты | 1 | |||
22. | 18.02 | Подвижные игры. Правила.
«Прыжки по кочкам», « Кто быстрее встанет в круг» |
1 | |||
23. | 25.02 | Подвижные игры »,«Прыгающие воробушки», «Удочка». | 1 | |||
24. | 03.03 | Веселые старты | 1 | |||
25. | 10.03 | Подвижные игры. « Салки с прыжками», «К своим флажкам» | 1 | |||
26. | 17.03 | Веселые старты | 1 | |||
27. | 31.03 | Подвижные игры. Бег сороконожек», «12 палочек», | 1 | |||
28. | 07.04 | Веселые старты | 1 | |||
29. | 14.04 | Подвижные игры. Эстафеты с мячами. | 1 | |||
30. | 21.04 | Подвижные игры. Эстафеты со скакалками и обручами. | 1 | |||
31. | 28.04 | Подвижные игры. Пионербол. | 1 | |||
32. | 05.05 | Подвижные игры. Пионербол. | 1 | |||
33. | 12.05 | Подвижные игры. Футбол. | 1 | |||
34. | 19.05 | Итоговое занятие | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, — В.Матысон. – М.:Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
- Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. — М.: Просвещение, 2007 г. – 128с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. — 176с.
- Подвижные игры учащихся. М.: Учпедгиз, 2007. – 106с.
- Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. – Баласс, 2012 г. – 124с.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.М.: Сфера, 2007.