Тема урока: Произношение ударного звука в корне слова.
Цель: формировать способы определения ударного слога в слове. Уметь отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и не проверяемых ударением. Развивать умение определять ударные и безударные слоги. Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
– Запишите число, классная работа.
- Чистописание. На доске: а о я и е ё
– К какой группе относятся эти буквы? (Гласные.)
— Почему они пришли к нам на урок? (О них пойдёт сегодня речь на уроке)
Пропишите буквы.
- Разминка “Доскажи словечко”.
– Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).
– Звуки бывают … и … (гласные и согласные).
– Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).
– Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).
– Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).
- Актуализация знаний.
— Прочитайте слова на доске: метель, морковь, мороз, ноябрь, осина, облако.
— Поделим на слоги. Найдём ударный слог и назовём безударный слог.
— Как мы называем по-другому слова, в которых безударную гласную проверить нельзя? (словарные)
— Как нужно действовать, если встретил словарное слово? (вспомнить написание или посмотреть в словарь.
Вспомните с. 93 — Какой слог называется ударным, а какой безударный?
— Зачем нам знать об этом? Кто сообразил, чем мы будем заниматься на уроке?
5.. Работа по учебнику с. 93 упр. 142 Наблюдения за словами . Определение слов одной формы и однокоренных слов
Упр. 144 — Определение слов одной формы и однокоренных слов.
- Постановка темы и цели урока
— О чём будем говорить на уроке? (о безударных гласных проверяемых ударением и не проверяемых ударением)
— Зачем это важно знать? (чтобы грамотно писать).
— Сегодня поучимся безударную гласную превращать в ударную.
- « Превращение безударной гласной в ударную»
Го ра — …., следы — …
моря — … земля — …
трава — … цветок — …
Физкультминутка
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
8.Отработка умения проверять безударную гласную.
— Обратимся ко второму столбику слов, в которых можно проверить гласную. Как надо действовать?
Алгоритм проверки безударной гласной в слове
- Поставить в слове ударение.
- Найти букву безударного гласного звука.
- Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.
- Если в слове две безударные гласные, то подобрать два проверочных слова.
- Написать слово правильно.
- Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение!
— Какие способы проверки мы знаем?
- Один – много.
- Много – один.
- Предмет – признак – действия.
Вставим пропущенные буквы в слова второго столбика, подбирая проверочные слова (1 ученик у доски)
Л…сток — л.. сные — м..рской -. д..машний -, д.. ска-, н..га –
В..да — р..ка — к…тёнок — , с…лить — ..
- Игра- соревнование «Подбери проверочное слово»
— По сигналу передаём лист, записывая проверочное слово и вставляем букву в проверяемое. Последний прикрепляет лист на доску.
- Работа в парах. Игра «Найди лишнее слово»
– А сейчас поработаем в парах. Задание: найти в каждой группе лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее.
К . рмушка, гл . за, д . машний, сл . нёнок. (Глаза, в остальных словах безударная гласная о.)
Т . грёнок, гр . бы, л .сток, р . ка. (Река, в остальных словах безударная гласная и.)
Комн.та, кр . ты, л . сица, м . стечко. (Комната, это словарное слово, букву а нельзя проверить.)
- Подведение итогов. — Как проверить безударную гласную?
Хором: «Если буква гласная вызвала сомнения, ты её немедленно ставь под ударение!»
Всегда ее можно проверить? (нет)
Исправьте ошибки: Маря, озёра, реки, лиса украшают землю.
- Рефлексия. Продолжи мои предложения:
Мне было интересно … Было трудно …Теперь я могу …
- Домашнее задание с. 96 упр.146. правило.