Русский язык 2 класс. Произношение ударного звука в корне

Тема урока:  Произношение ударного звука в корне  слова.  

Цель: формировать способы определения ударного слога в слове. Уметь отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и не проверяемых ударением. Развивать умение определять ударные и безударные слоги. Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

Ход  урока

  1. Организационный момент.

 

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

 

– Запишите число, классная работа.

  1. Чистописание.  На доске: а о я и е ё

– К какой группе относятся эти буквы? (Гласные.)

— Почему они пришли к нам на урок? (О них пойдёт сегодня речь на уроке)

Пропишите буквы.

  1.  Разминка “Доскажи словечко”.

– Когда мы говорим, мы произносим… (звуки).

– Звуки бывают … и … (гласные и согласные).

– Звуки, которые произносятся с голосом, свободно, не встречая во рту преград, называются… (гласные).

– Гласные, которые находятся под ударением, называются … (ударные).

– Гласные, на которые не падает ударение, называются … (безударные).

  1. Актуализация знаний.

— Прочитайте слова на доске: метель, морковь, мороз, ноябрь, осина, облако.

— Поделим на слоги. Найдём ударный слог и назовём безударный слог.

— Как мы называем по-другому слова, в которых безударную гласную проверить нельзя? (словарные)

— Как нужно действовать, если встретил словарное слово? (вспомнить написание или посмотреть в словарь.

Вспомните с. 93    — Какой слог называется ударным, а какой безударный?

— Зачем нам знать об этом? Кто сообразил, чем мы будем заниматься на уроке?

5.. Работа по учебнику с. 93 упр. 142 Наблюдения за словами . Определение слов одной формы и однокоренных слов

Упр. 144  — Определение слов одной формы и однокоренных слов.

  1. Постановка темы и цели урока

— О чём будем говорить на уроке? (о безударных гласных проверяемых ударением и не проверяемых  ударением)

— Зачем это важно знать? (чтобы грамотно писать).

— Сегодня поучимся безударную гласную превращать в ударную.

  1. « Превращение безударной гласной в ударную»

Го ра — ….,                            следы —  …

моря — …                               земля — …

трава — …                              цветок — …

 Физкультминутка

 

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

 

8.Отработка умения проверять безударную гласную.

— Обратимся ко второму столбику слов, в которых можно проверить гласную. Как надо действовать?

Алгоритм проверки безударной гласной в слове

  1. Поставить в слове ударение.
  1. Найти букву безударного гласного звука.
  1. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.
  1. Если в слове две безударные гласные, то подобрать два проверочных слова.
  1. Написать слово правильно.
  1. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение!

— Какие способы проверки мы знаем?

  1. Один – много.
  2. Много – один.
  3. Предмет – признак – действия.

Вставим пропущенные буквы в слова второго столбика, подбирая проверочные слова (1 ученик у доски)

Л…сток —                  л.. сные —          м..рской -.      д..машний -,    д.. ска-,       н..га –

В..да —              р..ка —      к…тёнок — ,      с…лить — ..

  1. Игра- соревнование «Подбери проверочное слово»

— По сигналу передаём лист, записывая проверочное слово и вставляем букву в проверяемое. Последний прикрепляет лист на доску.

  1. Работа в парах. Игра «Найди лишнее слово»

– А сейчас поработаем в парах. Задание: найти в каждой группе лишнее слово, зачеркнуть его и объяснить, почему оно лишнее.

К . рмушка, гл . за, д . машний, сл . нёнок. (Глаза, в остальных словах безударная гласная о.)

Т . грёнок, гр . бы, л .сток, р . ка. (Река, в остальных словах безударная гласная и.)

Комн.та, кр . ты, л . сица, м . стечко. (Комната, это словарное слово, букву а нельзя проверить.)

  1. Подведение итогов.  — Как проверить безударную гласную?

Хором: «Если буква гласная вызвала сомнения, ты её немедленно ставь под ударение!»

Всегда ее можно проверить? (нет)

Исправьте ошибки: Маря, озёра, реки, лиса украшают землю.

  1. Рефлексия.       Продолжи мои предложения:

Мне было интересно … Было трудно …Теперь я могу …

  1. Домашнее задание с. 96 упр.146. правило.