Русский язык Тема : Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Развивать  умение различать  одушевленные и неодушевленные имена существительные; определять грамматические признаки имени существительного;  работать в учебном диалоге.

Воспитывать  положительное  отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.

Ход урока:

1.Организационный момент .

— Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.

  1. Каллиграфическая минутка

— С чего начнём работу?   — С какой целью её проводим?

— Сегодня на чистописании мы поработаем над букввми  Рр, вспомните как правильно соединять с другими буквами :  ря ра ро ри ры ре.

Родина, родная, ЛНР, Ирмино.

  1. Словарные слова : стр. 149. ( на Рр)
  2. 2. Тема, цель.

Наша тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

  • Выяснить …(какие сущ. одуш. и  неодуш.)
  • определять сущ.  по грамматическим признакам

А для этого должны вспомнить , что такое имя сущ.?

  1. Работа над новой темой.
  2. Игра « Найди существительное»

На доске слова:

Радость, радует, радостный;  учит, учитель, ученики; школа, школьный;

зимняя, зима, зимуют; мороз, морозит, морозный; ребячьи, ребята,  лисья, лисица.

Запишите.

— Чем отличаются существительные друг от друга? ( по какому признаку?)

 — Проверим наше предположение по учебнику (чтение правила в учебнике на с.12).

  1. Потренируемся вместе определять признаки одуш. и неодуш.

 Работа по учебнику с.12  упр 16.

  1. Работа в парах:

Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, лисичка.

— А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3-а класса.

одушевленные                                        неодушевленные

гусеница                                                    гусеница

мышка                                                              мышка

моряк                                                                книга

дельфин                                                           айсберг

медуза                                                               пароход

кит                                                                     дым

лисичка                                                            лисичка

— Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и лисичка  записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)

— Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?

Животное  компьюторная

Теперь разберем слово – гусеница.

— От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

— Как называются такие слова? (многозначные)

— А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?

(киви — птица и фрукт, класс — помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)

  1. Физминутка Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов?

— Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

— Повторим порядок определения признаков у существительных.

Алгоритм:

Нахожу имя существительное

Ставлю в начальную форму

Кто? Что?      Обозначает …

Одушевлённое, неодушевлённое

  1. Комментированное письмо

Родина начинается с порога твоего дома. Широко раскинулись родные просторы. В густых лесах много разных птиц и животных. Родники наполняют быстрые реки. Дружный и трудолюбивый у нас народ.

— Найдите  существительные.                                                                                                 — Определите одушевленные или неодушевленные.

  1. Игра.  Найдите «лишнее» слово. Назовите его.

1)   Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.
2)  Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.

3)  Поход, турист, дорога, костёр, палатка.

  1. Самостоятельная работа. Лишнее слово убрать. Определить одуш. или неодуш.
    1. Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
    2. Ученик, ученица, школа, директор, школьник.
  2. Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
  3. Итог урока:— Над какой частью речи сегодня работали?

— Что вы о ней уже знали?

— А что нового узнали?

— Что значит любить Родину? (Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.)

  1. Домашнее задание: с. 12 правило, упр. 18.

Родина у каждого человека одна, как и мама. Все мы любим нашу родину