Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; определять грамматические признаки имени существительного; работать в учебном диалоге.
Воспитывать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
Ход урока:
1.Организационный момент .
— Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.
- Каллиграфическая минутка
— С чего начнём работу? — С какой целью её проводим?
— Сегодня на чистописании мы поработаем над букввми Рр, вспомните как правильно соединять с другими буквами : ря ра ро ри ры ре.
Родина, родная, ЛНР, Ирмино.
- Словарные слова : стр. 149. ( на Рр)
- 2. Тема, цель.
Наша тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Выяснить …(какие сущ. одуш. и неодуш.)
- определять сущ. по грамматическим признакам
А для этого должны вспомнить , что такое имя сущ.?
- Работа над новой темой.
- Игра « Найди существительное»
На доске слова:
Радость, радует, радостный; учит, учитель, ученики; школа, школьный;
зимняя, зима, зимуют; мороз, морозит, морозный; ребячьи, ребята, лисья, лисица.
Запишите.
— Чем отличаются существительные друг от друга? ( по какому признаку?)
— Проверим наше предположение по учебнику (чтение правила в учебнике на с.12).
- Потренируемся вместе определять признаки одуш. и неодуш.
Работа по учебнику с.12 упр 16.
- Работа в парах:
Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, лисичка.
— А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3-а класса.
одушевленные неодушевленные
гусеница гусеница
мышка мышка
моряк книга
дельфин айсберг
медуза пароход
кит дым
лисичка лисичка
— Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и лисичка записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)
— Давайте решать эту проблему.
Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?
Животное компьюторная
Теперь разберем слово – гусеница.
— От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)
— Как называются такие слова? (многозначные)
— А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
(киви — птица и фрукт, класс — помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)
- Физминутка Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов?
— Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка.
Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.
— Повторим порядок определения признаков у существительных.
Алгоритм:
Нахожу имя существительное
Ставлю в начальную форму
Кто? Что? Обозначает …
Одушевлённое, неодушевлённое
- Комментированное письмо
Родина начинается с порога твоего дома. Широко раскинулись родные просторы. В густых лесах много разных птиц и животных. Родники наполняют быстрые реки. Дружный и трудолюбивый у нас народ.
— Найдите существительные. — Определите одушевленные или неодушевленные.
- Игра. Найдите «лишнее» слово. Назовите его.
1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.
2) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
3) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.
- Самостоятельная работа. Лишнее слово убрать. Определить одуш. или неодуш.
1. Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
2. Ученик, ученица, школа, директор, школьник. - Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
- Итог урока:— Над какой частью речи сегодня работали?
— Что вы о ней уже знали?
— А что нового узнали?
— Что значит любить Родину? (Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.)
- Домашнее задание: с. 12 правило, упр. 18.
Родина у каждого человека одна, как и мама. Все мы любим нашу родину