Русский язык. Тема: « Роль глаголов в языке и речи»

Цель:  расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи ; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи  актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. понимать, различать глаголы среди слов других частей речи.

Задачи: научиться  различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения;  учитывать разные мнения в совместной деятельности;

Ход урока

1.Организационный момент.

— Наступила весна — начало пробуждения природы. Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.

2.Самоопределение к деятельности.

— Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»

— Какая это часть речи? (Глагол)

— Тема нашего урока: Глагол. Роль глаголов в языке и речи. 

-Сформулируйте цель урока (обобщить знания о глаголе как части речи,

узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи)

3.Актуализация знаний. Работа с сигнальными карточками

Если утверждение правильное показываете зеленую карточку, если нет –красную.

  1. Глагол обозначает действие предмета.( да )

2.Глаголы изменяются по падежам. (нет)

3.Не с глаголами пишется раздельно. (да)

  1. Глаголы имеют три спряжения. (нет)
  2. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет) 7.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да)

8.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)

Послушайте стихотворение. О какой части речи в нем говорится

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает , расскажет:

Чертит , пишет, иль поет.

Вышивает , или пашет,

Или забивает гол.

Варит , жарит , моет, чистит-

Все расскажет нам ( глагол)

  1. Работа по теме урока

а) Работа со словарем . 

— Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? (в словарях) .

в) Работа по учебнику. Выполнение упражнения 139. (с. 68)

-Прочитайте стихотворение. О каком времени года рассказывает автор?

-Найдите в тексте глаголы, по каким признакам вы их нашли?

— Запишите глаголы.

-На какие две можно их разделить?( В прошедшем и будущем времени)

-Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.

Упражнение 140 ( с. 68)

Прочитайте задание.

-Назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп.

Запишите глаголы , обозначающие движение.

Дополнительное задание: составить сложное предложение с любым из этих глаголов.

Коллективное выполнение упражнения 141 ( с.68-69)

Каким членом предложения является глагол? ( Сказуемым)

Выполните разбор слова пою как части речи.

Физкультминутка.

  1. Закрепление изученного материала. Работа в парах.

У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно ученики.

Весенний родничок.

В лесу все оживает и все шумят. И родничок ласково и приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Родничок поет нежные и добрые песни белым подснежникам, играет с хвоинками, попавшими к нему в гости. Жизнь так и кипит в нем.

-О чем говорится в тексте? Найти в тексте глаголы. -По каким признакам нашли глаголы?

Задание: Подчеркнуть глаголы и указать время. Каким членом предложения является глагол?

 Вывод: что же такое глагол?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

В предложении является сказуемым.

6.Работа по учебнику , упр.142.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте задание.

-Какие глаголы вы будете использовать?

Устно составьте рассказа по рисунку .(Проверка. Два- три рассказа.)

 Самостоятельно Упражнение 143.

Прочитайте предложения.

-Что интересного вы заметили? (В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково , но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.)

 По каким признакам можно различить части речи? ( По вопросам и обобщенному лексическому значению. )

— Выполните письменные задания к упражнению ( Проверка.)

Назовите глаголы ,которые вы подчеркнули. Докажите , что это глаголы.

7.Рефлексия .

Игра.(хлопок-если услышали глагол)

Думал, писать, решаю, заяц, осень, свет, нарисовали, красивый, мыла, мыло, светило.

  1. Подведение итогов урока .

— Что мы повторили сегодня на уроке?

-Как распознать глаголы среди других частей речи?

Д/з упр.144. Записать в словарик слова гореть, сверкать , составить с ними предложения.