Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи ; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. понимать, различать глаголы среди слов других частей речи.
Задачи: научиться различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения; учитывать разные мнения в совместной деятельности;
Ход урока
1.Организационный момент.
— Наступила весна — начало пробуждения природы. Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.
2.Самоопределение к деятельности.
— Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»
— Какая это часть речи? (Глагол)
— Тема нашего урока: Глагол. Роль глаголов в языке и речи.
-Сформулируйте цель урока (обобщить знания о глаголе как части речи,
узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи)
3.Актуализация знаний. Работа с сигнальными карточками
Если утверждение правильное показываете зеленую карточку, если нет –красную.
- Глагол обозначает действие предмета.( да )
2.Глаголы изменяются по падежам. (нет)
3.Не с глаголами пишется раздельно. (да)
- Глаголы имеют три спряжения. (нет)
- Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)
6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет) 7.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да)
8.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)
Послушайте стихотворение. О какой части речи в нем говорится
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает , расскажет:
Чертит , пишет, иль поет.
Вышивает , или пашет,
Или забивает гол.
Варит , жарит , моет, чистит-
Все расскажет нам ( глагол)
- Работа по теме урока
а) Работа со словарем .
— Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? (в словарях) .
в) Работа по учебнику. Выполнение упражнения 139. (с. 68)
-Прочитайте стихотворение. О каком времени года рассказывает автор?
-Найдите в тексте глаголы, по каким признакам вы их нашли?
— Запишите глаголы.
-На какие две можно их разделить?( В прошедшем и будущем времени)
-Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.
Упражнение 140 ( с. 68)
—Прочитайте задание.
-Назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп.
Запишите глаголы , обозначающие движение.
Дополнительное задание: составить сложное предложение с любым из этих глаголов.
Коллективное выполнение упражнения 141 ( с.68-69)
Каким членом предложения является глагол? ( Сказуемым)
—Выполните разбор слова пою как части речи.
Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала. Работа в парах.
У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно ученики.
Весенний родничок.
В лесу все оживает и все шумят. И родничок ласково и приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Родничок поет нежные и добрые песни белым подснежникам, играет с хвоинками, попавшими к нему в гости. Жизнь так и кипит в нем.
-О чем говорится в тексте? Найти в тексте глаголы. -По каким признакам нашли глаголы?
Задание: Подчеркнуть глаголы и указать время. Каким членом предложения является глагол?
Вывод: что же такое глагол?
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.
В предложении является сказуемым.
6.Работа по учебнику , упр.142.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте задание.
-Какие глаголы вы будете использовать?
Устно составьте рассказа по рисунку .(Проверка. Два- три рассказа.)
Самостоятельно Упражнение 143.
Прочитайте предложения.
-Что интересного вы заметили? (В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково , но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.)
— По каким признакам можно различить части речи? ( По вопросам и обобщенному лексическому значению. )
— Выполните письменные задания к упражнению ( Проверка.)
Назовите глаголы ,которые вы подчеркнули. Докажите , что это глаголы.
7.Рефлексия .
Игра.(хлопок-если услышали глагол)
Думал, писать, решаю, заяц, осень, свет, нарисовали, красивый, мыла, мыло, светило.
- Подведение итогов урока .
— Что мы повторили сегодня на уроке?
-Как распознать глаголы среди других частей речи?
Д/з упр.144. Записать в словарик слова гореть, сверкать , составить с ними предложения.