Русский языка
Тема: « Текст- рассуждение».
Цели:
Обучающие: Познакомить с новым видом текста — рассуждение и развивать умения распознавать его и составлять. Закрепить знания детей о тексте — описание ; тексте –повествовании.
Развивающие: Развивать умения и навыки работы с текстом .
Воспитательные: .Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе. Воспитывать любовь бережное отношение к птицам; 3.Воспитывать аккуратность письма.
Ход урока
1 .Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок!
Проверь дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
На уроке нас ждёт очень много разных трудных ,но интересных заданий. Каждому надо будет показать свои способности. Итак, мы начинаем наш урок!
2.Актуализация опорных знаний . 1). Спишите слова ,вставьте пропущенные буквы.
Т..тра..ь , еж.., к..р..ндаш.. ,сн.е.., тр..ка
-По первым буквам составьте слово. (текст) — Что такое текст? .Какие тексты вы знаете?
2). Игра «Да-нет»
1.Текст состоит из одного предложения
- Текст состоит из нескольких любых предложений
- Текст состоит из предложений, связанных по смыслу
- Текс обязательно имеет заголовок
- Текс не всегда имеет заголовок
- Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму
- Текст может быть не большим по объёму
- Текст всегда состоит из одной части
3.Работа с текстами. Перед вами три вида текста.
Прочитайте два текста и определите вид текста .
1). На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. .У него сильные цепкие лапы .При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
2). Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал. Такой он умный .
3) Дятел — это лесной лекарь. ,потому что они лечат деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине .Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые — и лес будет жить.
Вот почему называют дятла лесным лекарем.
-Что общего у этих текстов? ( одна тема ) — Какова их тема ? ( О ДЯТЛАХ )
Определите главную мысль первого текста . ( описывается какой дятел )
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
-Как называется такой текст ? ( текст-описание )
-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)
Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте — описания описываются предметы, люди, животные, природа.
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том ,что произошло с дятлом ).
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
-Как называются такой текст ? (текст -повествования или текст – сообщения)
Что я знаю |
Вид текста | Вопросы |
Повествования (сообщения) | Что произошло ? |
Описания | Какой? Какая? Какое? |
-Прочитайте 3 текст. -Как называются такой текст ?
-Как вы думаете этот текст –описание ? Повествование ?
-Как вы думаете какая тема урока ?
4.Открытие новых знаний
Сегодня на уроке познакомимся с новым видом текста и его признаками .
Узнаем: Новый вид текста | На какие отвечает вопросы. |
Работа в группах. -Подумайте на какой вопрос отвечает этот текст ?
(Почему? Причины, доказательства) -Как вы думаете как называется такой текст ?
Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать — значит доказывать.
— Дятел — охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют «лесным доктором». Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.
-Какой мы можем сделать вывод? Какие ещё бывают тексты?
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» — почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» — и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать — нелегко.
- Работа по учебнику с.105 упр.180, правила
6.Итог урока
Вид текста | Вопрос |
Повествования (сообщения) | Что произошло ? |
Описания | Какой? Какая? Какое? |
Рассуждение | Почему ? |
— Что же мы сегодня нового узнали о тексте?
— На какие вопросы он отвечает?