Упражнения. Парные согласные в корне слова

Тест на тему «Парные согласные  в корне  слова» по русскому языку

                                                                                          (2 класс)

Допиши  правило. 

1.Чтобы проверить парный  согласный  в  корне  слова,  надо  изменить  слово так,  чтобы после_______________________________________.

Чтобы проверить парный  согласный  в  корне  слова,  надо  изменить

слово  так,  чтобы после согласного шёл гласный.

  1. Прочитай. Выдели  другим цветом  слова,  в  которых  пропущенную  букву  надо  проверять.  Вставь  пропущенную  букву:  

Тра_ка,  погру_ка,  ко_илка,  гла_кий,  наря_ный,  моро_ный,  лоша_ка,  осторо_ный, гото_ить,  ду_ки.

Травка, погрузка, копилка, гладкий, нарядный, морозный, лошадка,

осторожный, готовить, дудки.

P.S. Слова: нарядный, морозный и осторожный не нужно проверять, по той причине, что после согласного, в каждом из этих слов, стоит сонорный согласный «Н».

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й имеют дополнительное название — сонорные согласные.

Также следует дополнить правило: чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

3.Выдели синим  цветом  проверяемое слово, проверочное – красным цветом.  

Рыбный – рыбка,  сказочный – сказка,  пирожок – пирожки,  трубка – труба, берёза – берёзка, сторожа – сторож,  глаза – глазки,  тетрадный – тетрадка, прыжок – прыжки.

  1. К данным  словам  подбери  и  запиши  проверочные  слова.  Вставь  пропущенные  буквы,

кру_ка — ______           погру_ка -______          бере_ка — ______

морко_ка — ______      ука_ка — ______              кры_ка — ______

фла_ки — ______          зага_ка — ______             ры_ка — ______

переса_ка — ______     ска_ ка — ______             доро_ка -______

кружка — кружечка         погрузка — грузить         березка — берёза

морковка — моркови        указка — указывать         крышка — крыша

флажки — флажок           загадка — загадочный       рыбка — рыба

пересадка — пересадить    сказка — сказочка          дорожка — дорожек

 

 

5.Прочитай. Выбери  и  вставь  в  слова  нужную  букву.

сне__ки (ж, ш),  ре__кий (д, т),   ю__ка (б, п),   бума__ка (ж, ш),   остро__ки (в, ф),    сапо__ки (ж, ш), бли__кий (з, с  ), була__ка ( в, ф),   мя__кий  (г, х), сла__кий  (д, т)

6.Вставь пропущенные  буквы.  Напиши  в  скобках  проверочные  слова.  Спиши  текст  на отдельный лист,   подчеркни  изучаемую  орфограмму.

  Лебе . ь  (____________)   назван  царём   всей  водяной  птицы. Он  белый, как снег, с блестящими, прозрачными  небольшими  гла . ками (_________),  с  чёрным  носом  и  чёрными ла ..ками  (__________).  У него длинная, ги . кая (____________) и  красивая  шея. Он  прекрасен,  когда  плывёт  по  гла. кой (__________) поверхности  воды.

Лебедь (лебеди) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег,

с блестящими, прозрачными небольшими глазками (глаза), с чёрным носом и

чёрными лапками (лапы). У него длинная, гибкая (гибок) и красивая шея.

Он прекрасен, когда плывёт по гладкой (гладок) поверхности воды.

  1. Обведи парные согласные:   з      н      т      ч     б      х      р     ж      ф      к
  1. Выдели проверочные слова.                                                                                                               зуб,         зубы ,         зубки,           зубок,             зубной

зуб, зубы, зубки, зубок, зубной

  1. Выдели в тексте  слова с согласными на конце, которые надо проверить.

На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.

Комплекс упражнений на орфограмму «Парные согласные в корне слова»

Задание 1. Выбрать вариант, где в слове пишется С:

  1. сколь…кая поверхность;
  2. искусная ре…ьба;
  3. ре…кий ветер;
  4. дер…кий ответ;
  5. убедительная про…ьба.

Задание 2. Выбрать вариант, где в слове пишется З:

  1. ни…шая ступень;
  2. сеет мелкая изморо…ь;
  3. бро…кий цвет;
  4. ве…ти разговор;
  5. вы…шая математика.

Задание 3. Выбрать вариант, где в слове пишется П:

  1. ро…ко возражать;
  2. мелкий масшта…;
  3. хру…кое здоровье;
  4. про…ки на дорогах;
  5. джинсовая ю…ка.

Задание 4. Выбрать вариант, где в слове пишется Ф:

  1. популярный моти…;
  2. жилой масси…;
  3. ше…ство над классом;
  4. ло…кий приём;
  5. прочная верё…ка.

Задание 5. Выбрать вариант, где в слове пишется Ж:

  1. подвергаться насме…кам;
  2. трудовые дене…ки;
  3. свежая ватру…ка;
  4. прочная деревя…ка;
  5. смешная зверю…ка.

Задание 6: Выбрать вариант, где в слове пишется Ш:

  1. сидеть у око…ка;
  2. бежать по доро…ке;
  3. новая фура…ка;
  4. шерстяные варе…ки;
  5. ветхая лачу…ка.

Задание 7. Выбрать вариант, где в слове пишется К:

  1. непростительный поро…;
  2. переступить поро…г;
  3. надежный рыча…г;
  4. острые ко…ти;
  5. мя…кий хлеб.

Задание 8. Диктант. В скобках указать проверочные слова.

Ни…ший, доро…ка, сколь…кий, репорта…, развя…ка, ро…ки, ре…ьба, насме…ка, но…ти, оши…ка, лё…кий, лоша…ка, чу…кий, пиро…ки, свя…ка, селё…ка, сторо…ка, серё…ка, про…ьба, бума…ка, пол…ти, не…ти, сапо…ки, выши…ка, моско…ский.

Задание 9. Объяснительный диктант. Обозначить орфограмму, в скобках написать проверочное слово.

  1. Я люблю народные сказки. 2. Как душисты ягодки земляники! 3. На грядках росла морковь. 4. От ветра клонилась гибкая березка. 5. Лодка медленно плыла по реке. 6. Берег постепенно приближался. 7. Сторож ночью не спит. 8. Громко лает дворняжка. 9. Ёж пробирался в кустах. 10. Кошка выпустила когти. 11. Заткни бутылку пробкой. 12. Сдайте багаж на хранение. 13. Это был дерзкий поступок. 14. Спортсмен был очень ловкий. 15. Меня обидел твой резкий ответ. 16. Рыбка мелка, да уха сладка. 17. Хороши в дорожке пирожки с горошком. 18. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. 19. Робкого и пень страшит.